Образность Боттичелли в поэзии Василия Филиппова
Автор: Марков Александр Викторович
Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil
Рубрика: Горизонты понимания
Статья в выпуске: 4 (4), 2018 года.
Бесплатный доступ
Проблема и цель. В поэзии Василия Филиппова не только образы искусства, но и различные виды искусства используются как метафоры экзистенциальных состояний. Особое внимание в его поэзии уделяется живописи Ренессанса как образцово-репрезентативной, наиболее «портретной», что позволяет соединить позу и исповедальность. При этом экфрасисы произведений ренессансного искусства в поэзии Филиппова часто загадочны, и поэтому для их расшифровки необходима реконструкция системы разговора об искусстве в его стихах. Результаты. В статье доказывается, что в стихах Филиппова произведения искусства неотделимы от среды, экфрасис служит описанием среды существований произведений, а не только их сюжета, вид искусства и материал предопределяют длительность описываемой ситуации и ее устойчивость, а упоминаемые детали приобретают не просто иконологический, но философский и теологический смысл. Заключение. Для объяснения этого смысла нужно учитывать и скрытую полемику Василия Филиппова с наиболее расхожими интерпретациями истории искусства, например, с противопоставлением иконы картине или представлением о репрезентативном искусстве как инструменте становления личности. Склоняясь к новой сюрреалистической и безличной поэтике, Филиппов дает собственную концепцию личного восприятия живописного сообщения. Реконструкция содержания его экфрасисов, исходя из этой концепции, продуктивна как для понимания рецепции изобразительного искусства в новейшей русской поэзии, так и для развития герменевтики поэзии, отказывающейся от постановки в центр речи личного высказывания.
Иконография, экфрасис, современная русская поэзия, ренессансная образность, топика искусства, живописная репрезентация
Короткий адрес: https://sciup.org/144161973
IDR: 144161973
Список литературы Образность Боттичелли в поэзии Василия Филиппова
- Брагинская Н.В. «Картины» Филострата Старшего: генезис и структура диалога перед изображением//Одиссей. Человек в истории 1994. Картина мира в народном и ученом сознании. М.: Наука, 1994. С. 274-313.
- Геллер Л. Вагинов и экфрасис как путь к кинописьму//Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения. Siedlce: Wydawnictwo Naukowe IKRBL, 2018. С. 123-148.
- Гинзбург К. От Варбурга до Гомбриха: заметки об одной методологической проблеме//Гинзбург К. Мифы -эмблемы -приметы. М.: Новое издательство, 2003. С. 51-132.
- Житенев А.А. Поэзия неомодернизма: монография. СПб.: ИНАПРЕСС, 2012. 480 с.
- Зверева Т. Динамика портретных изображений Ф.М. Достоевского в русской живописи//Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения. Siedlce: Wydawnictwo Naukowe IKRBL, 2018. С. 356-374.