Общемировые тенденции развития сферы услуг постиндустриального общества
Автор: Аветисян Меружан Давидович
Журнал: Сервис в России и за рубежом @service-rusjournal
Рубрика: Вопросы экономики отраслей сферы услуг
Статья в выпуске: 9 (56), 2014 года.
Бесплатный доступ
Концепция постиндустриального общества как общества, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг, в последнее время приобрела еще большую актуальность. Так, специалисты Всемирного банка, авторы доклада «Промышленность будущего: новая эра глобального роста и инноваций», утверждают, что если страна достигла среднего уровня благосостояния, то доля сферы услуг в ВВП данной страны начинает превышать показатели промышленности и сельского хозяйства. В настоящее время постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий подпадают, в первую очередь, США (на сферу услуг приходится 79,4% ВВП США), страны Евросоюза (сфера услуг - 69,4% ВВП стран Евросоюза) и все развитые страны. Сравнительный анализ состояния сферы услуг в России свидетельствует, что без радикального повышения эффективности этого сектора переход нашей страны в постиндустриальную стадию развития невозможен. Постиндустриальная структура экономики предполагает, что в общей структуре ВВП более 50% приходится на сферу услуг. Быстрое развитие сферы услуг и повышение ее доли в валовом национальном продукте является характерной чертой перехода страны в постиндустриальную стадию развития. Только сравнительно недавно пришло понимание того, какую важную роль могут играть услуги в процессе вовлечения страны в глобальную экономику и международное разделение труда. В целом состояние российской сферы услуг свидетельствует, что без радикального повышения эффективности этого сектора экономики говорить о переходе России в постиндустриальную стадию развития преждевременно. Сравнительный анализ зависимости уровня благосостояния стран мира от доли сферы услуг в их ВВП, позволил выявить ряд интересных фактов, которые дали возможность автору статьи дополнить, уточнить и переформулировать вывод международных экспертов следующим образом: сфера услуг в ВВП данной страны начинает превышать показатели промышленности и сельского хозяйства, если страна вступила на путь развития основной характеристики постиндустриального общества - развития сферы услуг. Уровень благосостояния страны в данном случае не имеет значения. Более того, в настоящее время количество стран, на сферу услуг которых приходится значительно более половины ВВП, стремительно растет.
Постиндустриальное общество, сфера услуг, услуги
Короткий адрес: https://sciup.org/14057902
IDR: 14057902 | DOI: 10.12737/10791
Текст научной статьи Общемировые тенденции развития сферы услуг постиндустриального общества
Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века японским учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. Однако этот термин стал широко употребляться лишь после того, как в 1973 году профессор Гарвардского университета Дэниел Белл опубликовал книгу «Грядущее постиндустриальное общество»» или «бизнес для потребителя», в которой впервые сформулировал концепцию постиндустриального общества как общества, в экономике которого в результате научно-технической революции приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг [1].
Эта концепция очень быстро получила свое подтверждение на практике. В настоящее время определяющим фактором конкурентоспособности национальной экономики на глобальном рынке в постиндустриальном обществе стал уровень развития сферы услуг. Более того, эксперты Международного валютного фонда, Всемирного банка и исследовательской организации «McKinsey Global Institute» указывают на общемировую тенденцию: как только страна достигает среднего уровня благосостояния (страны с уровнем дохода на душу населения от 1045 до 12746 тыс. долл. США по методу Атласа Всемирного банка, например страны ЕС-27), услуги начинают играть в создании рабочих мест более важную роль, чем промышленность и сельское хозяйство (рисунок 1).
Рисунок 1 – Распределение экономически занятых по основным группам отраслей экономики в странах ЕС-27 с 1995 по 2010 годы, % от общего числа занятых
Вторая важная тенденция, выявленная экспертами организации «McKinsey Global Institute», это то, что по мере индустриализации экономики быстро возрастают занятость в промышленности и объем производства, что приводит к росту доли промышленности в ВВП страны. Но как только доля промышленности в ВВП страны достигает максимального значения, вследствие чего страна достигает среднего уровня благосостояния, то доля промышленности резко снижается по параболической траектории и основная роль в обеспечении экономического роста и занятости населения переходит от промышленности к сфере услуг [6].
Прежде чем приступить к исследованию этого факта, отметим, что каждый год 1 июля Всемирный банк обновляет классификацию стран мира по оценочному уровню валового национального дохода (ВНД) на душу населения за предшествующий год. ВНД на душу населения (бывший ВНП на душу населения) представляет собой валовой национальный доход, сконвертированный в доллары США по методу Атласа Всемирного банка и поделенный на среднегодовую численность населения. ВНД представляет собой сумму значений стоимости, добавленной всеми резидентами-производителями, плюс любые налоги на произведенный продукт (за вычетом субсидий), не учтенные в оценке произведенной продукции, плюс чистые поступления основного дохода от производственной деятельности (оплата труда работников и доход от собственности) из-за рубежа.
По состоянию на 1 июля 2014 года:
-
— страны с низким уровнем доходов: ВНД на душу населения < 1045 $,
-
— страны со средним уровнем доходов: 1045 $ < ВНД на д.н. < 12746 $,
-
— страны с высоким уровнем доходов: ВНД на д.н. >12746 $.
При этом в группе стран со средним уровнем дохода выделяются два сегмента:
-
— страны с низким средним доходом: 1045 $ < ВНД на д.н. < 4125 $,
-
— страны с высоким средним доходом: 4125 $ < ВНД на д.н. < 12746 $.
На основании данных Всемирного банка по каждой группе стран были построены диаграммы (рисунки 2, 3, 4 и 5) отражающие значения доли сферы услуг в процентах в ВВП соответствующей страны.
Анализ рисунков 2, 3, 4 и 5 позволяет нам сделать ряд выводов.
-
— Интервалы доли сферы в ВВП для каждой группы стран имеют большой разброс и составляют:
-
1) страны с высоким уровнем дохода: мин. = 8% (Экваториальная Гвинея), макс. = 93,5% (Бермуды),
-
2) страны с высоким средним уровнем дохода: мин. = 28,4% (Ангола), макс. = 87,9% (Черногория),
-
3) страны с низким средним уровнем дохода: мин. = 20% (Нигерия), макс. = 74% (Микронезия),
-
4) страны с низким уровнем дохода: мин. = 17,7% (Либерия), макс. = 61,4% (Эритрея).
Таким образом, в группе стран с высоким уровнем дохода наблюдается минимальное значение доли сферы услуг в ВВП, что уже противоречит той тенденции, которую мы исследуем.
-
- Наименьший доход на душу населения в мире у Малави (270 долл.), но доля сферы услуг в ВВП в этой стране составляет 51,7%.
-
- Самый низкий в мире показатель доли сферы услуг в ВВП – 8,1% у Экваториальной Гвинеи, которая относится к странам с высоким уровнем дохода 14320 долл.
-
- Самый высокий уровень дохода в мире у двух стран Бермуды (104 610 долл. США) и Норвегия (102 610 долл. США). Однако Бермуды демонстрируют самую высокую в мире долю сферы услуг в ВВП – 93,5%, а у Норвегии этот показатель составляет 56,5%, что на 37% меньше, чем у Бермуд [4].
Таким образом, к постиндустриальным странам, т.е. странам, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП, можно отнести более половины стран мира, независимо от уровня благосостояния страны.

Рисунок 2 - Доля сферы услуг (%) в ВВП стран с высоким доходом


Рисунок 4 – Доля сферы услуг (%) в ВВП стран с низким средним доходом

Рисунок 5 - Доля сферы услуг (%) в ВВП стран с низким доходом
Далее сравним отраслевую структуру ВВП России, чтобы определить, насколько общемировые тенденции проявляются в нашей стране.
В 1990 году доля товаров в ВВП в действующих ценах составляла 65,1%, а услуг – 34,9%. В 1998 году доля товаров снизилась до 43,8 % при повышении доли услуг до 56,2%. Изменение структуры производства в России в этот период стало в основном результатом более резкого падения производства товаров по сравнению с услугами. После кризиса 1998 года в развитии производства товаров и услуг наметились новые тенденции, обусловленные тем, что спад производства сменился его ростом. При этом развитие производства после 1998 года можно разделить на два основных периода: период активного экономического роста (1999–2008 гг.) и период кризиса 2009 г. и послекризисного восстановления [8, с.16].
Изменения в структуре ВВП России мы представили в таблице [8].
Таблица – ВВП России по секторам экономики в 1990 и 2013 гг.
Сектор |
1990 |
2013 |
||
ВВП (%) |
Абсолютный показатель (млрд. долл. США) |
ВВП (%) |
Абсолютный показатель (млрд. долл. США) |
|
Сельское хозяйство |
17,7 |
539,5 |
4,2 |
134 |
Промышленность |
50,8 |
1703,0 |
37,5 |
1237 |
Сфера услуг |
31,5 |
1056,0 |
58,3 |
2065 |
Из данных, представленных в таблице, следует, что с 1990 по 2013 год доля сферы услуг в ВВП России увеличилась почти в два раза. Обращает на себя внимание факт значительного уменьшения (по сравнению с промышленным сектором) доли сельского хозяйства в ВВП. При этом в 1990 году Россия относилась к странам со средним уровнем дохода, а в 2013 году – к странам с высоким уровнем дохода [9].
ВЫВОДЫ. Развитие сферы услуг не зависит от уровня благосостояния страны, а зависит от появления новых видов бизнеса и развития в мировом масштабе бизнес-сетей в сфере услуг. По нашему мнению, это происходит потому, что, по мере того как экономика становится более развитой, возрастает доля услуг, обсуживающих бизнес. Например, в США в настоящее время на них приходится 27% всех занятых в сфере услуг. Таким образом, повышение доли сферы услуг в валовом национальном продукте превратилось в характеристику, которая показывает степень перехода страны в постиндустриальную стадию развития.
Список литературы Общемировые тенденции развития сферы услуг постиндустриального общества
- Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. -Нью-Йорк, 1974.
- Бокарева, Е.В. Мониторинг экономики России//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2006. -№ 3-2 (43). -С. 126-128.
- Докукина, Е.В., Мухоморова, И.В. К вопросу о реализации региональной кластерной политики//Вопросы региональной экономики. -2014. -Т. 19, № 2. -С. 51-55.
- Егорова, Е.Н. Фискальный мониторинг как информационная база налогового регулирования//Сервис plus. -2011. -№ 1. -С. 87-93.
- Егорова, Е.Н. Региональная сфера услуг: экономика: монография. -М.: Форум, 2010.
- Егорова, С.К. Информационное обеспечение управления в сфере бытового обслуживания: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 -М., 2000.
- Исследование McKinsey: Промышленность будущего: новая эра глобального роста и инноваций.//Центр гуманитарных технологий. -2012.11.26. : URL: http://gtmarket.ru/news/2012/11/26/5188 (дата обращения: 12.12.2014).
- Погосов, И.А., Соколовская, Е.А. Соотношение производства товаров и услуг как одно из равновесий современного национального производства -М.: Институт экономики РАН, 2013.
- Корнилов, А. Десинхронизация российской экономики в 1990-2013 и упущенный шанс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.csef.ru/index.php/ru/oborona-i-bezopasnost/project/466-the-economic-security-of-the-state/1-stati/5755-desinkhronizatsiya-rossijskoj-ekonomiki-v-1990-2013-i-upushchennyj-shans (дата обращения 10.12.2014).
- Шлейфер, А., Трейзман, Д. Россия нормальная страна//Россия в глобальной политике. -2004. -№ 2. -С. 30-52.
- Черникова, Л.И., Белохвостова, Н.В. Ресурсный потенциал сферы услуг и его гендерные аспекты//Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2014. -№ 4. -С. 36-47.
- База данных Всемирного банка. : URL: http://www.worldbank.org/eca/russian/data/(дата обращения: 28.12.2014).