Олонецкая ветвь горных офицеров Чебаевских
Автор: Кадерова Е.С.
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Отечественная история
Статья в выпуске: 8 т.47, 2025 года.
Бесплатный доступ
Исследуется история олонецкой ветви династии Чебаевских – выдающихся представителей горнозаводского дела России XIX века. Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к процессам становления и развития промышленности Российской империи. Методологическая новизна исследования заключается в применении биографического метода к изучению сословной группы российских горных офицеров через историю одной семьи. Материалом для статьи послужили формулярные списки из фонда Олонецкого горного правления, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия, а также дела фонда Горного института императрицы Екатерины II из Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Их изучение позволило проанализировать служебную деятельность и вклад членов семьи в развитие горной промышленности. Особое внимание уделено Прокопию Гавриловичу Чебаевскому: его педагогической работе в Горном кадетском корпусе, управленческой деятельности на Олонецких заводах, а также его сыновьям, продолжившим семейную традицию службы в горном ведомстве. Исследование демонстрирует, как государственная политика Российской империи в сфере горного дела способствовала формированию профессиональных династий, предоставляя им льготы, доступ к образованию и возможности карьерного роста. Статья вносит вклад в изучение региональной истории, социальных процессов и профессиональных сообществ дореволюционной России.
Чебаевские, горные офицеры, Олонецкие заводы, горнозаводская промышленность, династии, Нерчинские заводы, Прокопий Чебаевский
Короткий адрес: https://sciup.org/147252357
IDR: 147252357 | УДК: 94(470.22)''17/18'' | DOI: 10.15393/uchz.art.2025.1251
Текст научной статьи Олонецкая ветвь горных офицеров Чебаевских
Просопографические исследования, сопряженные с анализом коллективных биографий горных офицеров российских заводов в разные исторические периоды, являются одной из перспективных тем изучения становления и развития промышленности Российской империи. В поле зрения исследователей находятся численность горных офицеров, их образование, карьерный путь, социальное происхождение, эт-ноконфессиональный состав служащих и другие аспекты жизни этой сословной группы, отраженные в послужных (формулярных) списках. Изучение данной проблематики относительно горных офицеров Олонецких заводов, занимавших особую роль не только в российской металлургической отрасли, но и в социуме, позволяет лучше понять жизненный мир и мотивацию горнозаводской профессиональной общности (корпорации).
Цель данного исследования – изучение биографии олонецкой ветви династии горнозаводских чиновников Чебаевских, чьи судьбы являются уникальным материалом для анализа общих тенденций, характеризующих группу российских горных офицеров XIX века.
Методологическая новизна исследования обусловлена применением биографического метода к изучению сословия горных офицеров Российской империи. Конкретизация исторического материала через историю одной семьи позволяет исследовать внутреннюю структуру и динамику данного сословия, обогащая традиционные исторические нарративы новыми фактическими данными.
Исследование подготовлено на основании формулярных списков служащих Олонецкого горного правления, находящихся на хранении в Национальном архиве Республики Карелия1 [2]. Теоретической основой исследования стали труды по истории горнозаводской деятельности в Олонецком крае [3], [4], а также статьи и сборники документов о горных офицерах Российской империи [1], [7], [9], [12], [13].
***
Основоположник олонецкой династии Че-баевских Прокопий родился в 1777 году и был старшим сыном в семье Гаврила Алексеевича Чебаевского (1743–1820). Отец Прокопия служил на Нерчинских заводах, а мать, Прасковья Егоровна, была дочерью местного лекаря Егора Павловича Томилова (1712–1780)2. Глава семейства начинал горную службу учеником плавильного цеха, затем работал в лаборатории3. Благодаря трудолюбию и упорству он поднялся по служебной лестнице, сделал неплохую карьеру из мастерового до гиттенфервалтера4. В семье Гаврила было четыре сына, доживших до зрелого возраста: Прокопий (1777–1840), Иван (1785–?), Евгений (1790–1874) и Семен (1793–?). Все они по настоянию отца выбрали горнозаводскую службу, но только двое стали членами правления горных округов, в том числе Прокопий.
В возрасте 12 лет Прокопий Гаврилович поступил на Нерчинские заводы маркшейдерским учеником и был направлен для обучения в Санкт-Петербургское горное училище (реорганизовано в Горный кадетский корпус в 1804 году), откуда в 1796 году выпущен шихтмейстером 13-го класса5. В 1797–1808 годах он служил на разных должностях в Алтайском горном округе. Продолжительное время Чебаевский был смотрителем ведомственных рудников, управляющим главной лабораторией свинцово-серебряного Кутомарско-го завода, а также «занимался закупкой лошадей в Братской степи»6. Прожив в Нерчинском заводе около четырех лет, в 1813 году Прокопий Гаврилович был отправлен в г. Санкт-Петербург сопровождающим каравана серебра. По распоряжению министра финансов Д. А. Гурьева (1758–1825) за успешное исполнение возложенной ответственности по доставлению ценного груза был определен в Горный кадетский корпус учителем металлургического дела и пробирско-го мастерства, а через год произведен в обер-гиттенфервалтеры 8-го класса7 [6]. Период его преподавательской деятельности пришелся на годы перемен в учебной жизни кадетов под руководством А. Ф. Дерябина (1770–1820), позднее подхваченных директором Е. И. Мечниковым (1770–1836).
Проблемы с несовершенством рабочих инструментов в XIX веке способствовали тому, что в 1818 году П. Г. Чебаевский обратился с рационализаторским предложением по производству карандашей, использовавшихся студентами по классу черчения и рисования8. Прокопий Гаврилович занимал должность преподавателя около десяти лет, в течение которых под его руководством образование получали потомки олонецких горных офицеров Иван и Федор Фелькнеры, Николай и Константин Бутеневы, Гавриил Дейх-ман, Федор Солодовников, Андрей Шушерин. Впоследствии они станут выдающимися деятелями горного дела и руководителями крупных промышленных предприятий Российской империи [6], [7], [12].
Знания и умения П. Г. Чебаевского были успешно применены в медальерном искусстве, в 1817 году Департаментом горных и соляных дел он получил денежное вознаграждение 1500 рублей «за существенный вклад в сбережение средств при бронзировке крестов, положенных для Департамента духовенства в память о 1812 годе»9.
В годы педагогической деятельности Прокопий Гаврилович был направлен обследовать территории Центральной России на наличие ценных горных пород. Так, в сентябре 1820 года он проводил ревизию новых рудников в Осташковском уезде Тверской губернии10.
Широкий кругозор и безупречная репутация позволили П. Г. Чебаевскому в 1821 году в возрасте 44 лет занять должность второго члена правления Олонецких заводов11 при начальнике производств Александре Андреевиче Фуллоне (1764–1844). Спустя 10 лет службы на Олонецких заводах он был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени за 35 лет «беспорочной службы», а также получил бронзовую медаль в память об Отечественной войне 1812 года12. Кроме исполнения обязанностей в правлении, он занимался разрешением судебных споров [5: 39, 43], а также способствовал сбору средств на возведение Александро-Невского собора в Петрозаводске13.
В 1833 году Прокопий Гаврилович был произведен в берг-гауптманы 6-го класса14 и назначен старшим членом правления Олонецких заводов. В это же время его брат Евгений становится начальником Екатеринбургских горных заводов, почетным смотрителем Екатеринбургского горного училища. Более подробно с биографией Е. Г. Чебаевского можно ознакомиться в статье его потомков А. В. и Г. В. Мясниковых [10].
Семья Прокопия Гавриловича состояла из жены Натальи Ивановны, сыновей Ивана (1810–1865) и Федора (1822–?), а также четырех дочерей. В формулярном списке Чебаевско-го за 1837 год указано, что старший сын несет службу на Олонецких заводах, сведения о втором сыне отсутствуют. С середины 1830-х годов информация о Федоре в метрических книгах, исповедных росписях церквей Петрозаводска, а также в адрес-календарях и памятных книжках Олонецкой губернии в изучаемый период не обнаружена. По всей видимости, он покинул Петрозаводск и устраивал свою жизнь за пределами губернии. За 1846 год встретилась запись о неком Федоре Чебаевском (без указания отчества), студенте юридического факультета по камеральным наукам Санкт-Петербургского университета15.
До кончины Прокопия Гавриловича в 1840 году совместная служба отца и старшего сына продолжалась на Олонецких заводах. В 1826 году Иван в возрасте 17 лет поступил на службу в чине маркшейдера 2-й категории (чин IX класса) в чертежное отделения к составлению планов16. В графе «образование» в формулярном списке Ивана Прокопьевича за 1836– 1837 год указано, что «ни в каких казенных заведениях не воспитывался, российской грамоте читать и писать умеет, имеет сведения в геометрии, механике, архитектуре и горнозаводском деле»17.
Иван Прокопьевич находился на домашнем обучении под присмотром отца, обладавшего обширными знаниями в педагогике и металлургическом деле, служившего в единственном специализированном горном учебном заведении Российской империи. В воспоминаниях современников и в работах исследователей присутствует мнение о том, что, хоть в Петрозаводске и существовала губернская гимназия, качество образования в ней оставляло желать лучшего18. Суровый северный край, скромное финансирование и непонятные перспективы в развитии губернии заставляли сомневаться в целесообразности содержания гимназии, что сказывалось на учебном процессе.
Компетентность в горнозаводском деле Иван Прокопьевич продемонстрировал начальству, занимая в 1836–1843 годах сверх основной вакансии должность контролера железных руд для Александровского завода19. Профессиональные приемщики обладали глубокими знаниями о свойствах различных типов руд и умели распознавать малейшие отклонения от нормы, их деятельность включала проверку содержания феррума, примесей и других характеристик, влияющих на процесс плавки [12: 135–136].
После ухода Романа Адамовича Армстронга (1790–1865) с поста руководителя Олонецких горных заводов в 1843 году, следующим начальником, Николаем Федоровичем Бутеневым (1803– 1871), была проведена ревизия казны. Оказалось, что за годы правления предшественника была накоплена приличная сумма, которую члены правления решили направить для сбережения в банк. Так, в июле 1844 года Ивану Прокопьевичу было доверено сопровождать из казны Олонецкого горного завода в Коммерческий банк, находившийся в г. Санкт-Петербурге, сто тысяч рублей серебром «для приращения процентов»20.
В течение первых десяти лет своей службы Иван Прокопьевич занимался мелкими починками и перестройками на подведомственных заводах [8: 142–143]. В 1836 году молодому Че-баевскому доверили разработать план и руководить постройкой здания горнозаводского училища Александровского завода, которое было успешно открыто спустя два года [8: 358]. Умение качественно и в сжатые сроки выполнить работу способствовало тому, что с 1840 года Иван Прокопьевич исполнял должность архитектора Олонецких заводов. В 1845–1850 годах по его проекту был построен госпиталь для мастеровых и служащих в Петрозаводске, отвечавший всем достижениям благоустройства [8: 217]. В середине XIX века в г. Петрозаводске остро встал жилищный вопрос, который должен был разрешить архитектор Чебаевский, его задействовали в восстановлении приобретенных заводом домов разорившихся горожан, строительстве казарм и жилищ для мастеровых и служащих [8: 209–236]. Помимо устройства гражданской инфраструктуры для Александровского завода Иван Прокопьевич успевал исполнять частные заказы на строительство для петрозаводских купцов и чиновников. Сложно назвать работы автора шедеврами зодчества, однако примером мастерства Чебаевского можно рассматривать беседку-колодец в мавританском стиле в Марциальных водах, возведенную к приезду императора Александра II в 1858 году.
В 1854 году Олонецкая духовная консистория поручила Чебаевскому, обладающему успешным опытом осуществления проектов гражданского строительства, проведение ремонтных работ Александро-Невского собора21, а в 1860 году по наказу горного начальника Николая Александровича Фелькнера (1817–1878) [11: 297] им разрабатывался проект храма в Кончезерском приходе [8: 229]. Заслуги И. П. Чебаевского перед Олонецким горным правлением были отмечены знаком отличия за 35 лет беспорочной службы, орденами
Св. Станислава 2-й степени и Св. Анны 4-й степени, а также памятной медалью светлой бронзы на Владимирской ленте «В память войны 1853– 1856 годов».
Тяжелые условия труда на открытом воздухе, большое количество заказов и служба без отдыха повлияли на здоровье Ивана Прокопьевича, с 1841 года он начинает ежегодно брать летние отпуска для улучшения здоровья. В мае 1863 года Иван Прокопьевич воспользовался правом на шестимесячный отпуск, однако впоследствии не возобновлял свою служебную деятельность. Все его заказы перешли на исполнение к помощникам: архитектору А. И. Шевякову и механику М. И. Маркову22. Спустя три года Чебаевский скончался в возрасте 54 лет в чине подполковника со званием механика и архитектора Олонецких заводов. За тридцать лет брака с Анной Илларьевой, дочерью обер-бергмейсте-ра 7-го класса Иллария Петровича Судьбинина, детей завести им не удалось. Так, на Иване Прокопьевиче завершилась династия олонецких горных инженеров Чебаевских.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья Чебаевских служит наглядным свидетельством социальной мобильности в Российской империи XIX века. Всего за одно поколение выходец из мастеровых мог добиться значительных успехов, став потомственным дворянином и получив соответствующие привилегии. Этот процесс наглядно демонстрирует возможности вертикальной мобильности, существовавшие в российском обществе XIX века, которые позволяли талантливым и трудолюбивым людям подняться по социальной лестнице и обрести высокий общественный статус.
Заключение браков представителями горных офицеров преимущественно с дочерьми сослуживцев, в том числе членами рода Чеба-евских, объясняется двумя основными факторами: ограниченностью круга общения внутри сословной группы и незначительным числом потенциальных невест в небольших заводских поселениях. Изучение социально-правового положения женщин из семей горных офицеров представляет значительную сложность ввиду недостатка документальных материалов.
Получение обер-офицерского чина горным служащим наделяло семью рядом существенных преимуществ, одним из которых было право на бесплатное обучение детей, финансируемое горным ведомством, этой привилегией воспользовался Гаврил Алексеевич Чебаев-ский. Подобные государственные инициативы способствовали формированию профессиональных династий в рамках горного ведомства, поскольку получение специализированного образования позволяло потомкам продолжить карьеру родителей, что к середине XIX века в итоге привело к формированию закрытой горнозаводской корпорации.
Продвижение по карьерной лестнице служащих горных заводов основывалось главным образом на продолжительности службы, а не на особых заслугах и успехах в профессиональной деятельности. Регулярное прохождение установленных сроков выслуги являлось необходимым условием для повышения в должности. Вместе с тем отдельные выдающиеся достижения служащих поощрялись посредством денежных вознаграждений, которые признавались дополнительной мерой стимулирования работников, проявивших инициативу и профессионализм в выполнении своих обязанностей.
Отдельным способом выражения признательности за вклад в развитие промышленности Российской империи являлись специальные знаки отличия, вручавшиеся по достижении определенного срока службы. Эти награды, предоставляемые по выслуге лет, не только отмечали верность долгу и долголетнюю приверженность своему делу, но и обеспечивали гарантии пенсионного содержания после выхода в отставку, тем самым подчеркивая важность многолетнего труда для развития отечественной горной индустрии. Хотя горные офицеры не принимали участие в военных кампаниях, их профессиональная деятельность и поддержка бесперебойной работы заводов отмечались особыми государственными наградами, подчеркивая значимость вклада горного офицера в экономику и оборону страны.
Анализ истории семьи Чебаевских позволяет выявить характерные черты формирования и эволюции сословия горных офицеров в Российской империи. Через судьбу отдельных представителей этого рода раскрываются ключевые особенности профессионального сообщества: наследование профессий, тесные внутрисемейные и корпоративные связи, практика заключения брачных союзов внутри сословия, а также роль государственных институтов в обеспечении социальных гарантий и продвижения по службе. Исследование семейной хроники Чебаевских становится важным источником сведений о специфике образа жизни, профессиональном пути и социокультурных аспектах существования горного офицерства в имперской России.