Онтологические аспекты фотографии в контексте зарубежных исследований ХХ века

Бесплатный доступ

Работы зарубежных авторов ХХ века заложили фундамент сложившейся теории фотографии и стали стимулом её дальнейшей рефлексии. Цель данного исследования на материале зарубежных источников выявить содержание и динамику научных идей при осмыслении природы и сущности фотографии, то есть её онтологию. При этом нами использовался метод критической реконструкции научных работ и компаративный метод. Было проанализировано одиннадцать наиболее известных работ западных теоретиков. При этом в рамках онтологического подхода рассматривалось пять элементов фотографии как деятельностно творческой системы: субъект и объект фотографирования, процесс фотографической репрезентации, её результат (произведение) и его зрительское освоение. В каждом из элементов были отмечены основные существенные признаки, определяющие бытие фотографии вообще. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что возможности онтологического подхода при изучении фотографии еще не исчерпаны, хотя и ограничены её вневременным и статичным рассмотрением. Вместе с тем использование историко генетической методологии, в которой фотография предстаёт как «живое» динамичное явление, пульсирующее в конкретно исторических условиях, позволяет дополнить сложившуюся научную картину.

Еще

Фотография, природа, сущность, онтологический подход, элементы фотографической деятельности, зарубежные исследования, компаративный анализ, вторая половина хх века

Короткий адрес: https://sciup.org/144163187

IDR: 144163187   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2024-5121-15-26

Список литературы Онтологические аспекты фотографии в контексте зарубежных исследований ХХ века

  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Москва: Прометей, 1994. 352 с.
  • Базен А. Что такое кино? Сборник статей. Москва: Искусство, 1972. 384 с.
  • Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2011. 272 с.
  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва: Медиум, 1996. 140 с.
  • Бёрджер Д. Фотография и её предназначение [эссе]. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. 240 с.
  • Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. Эссе. Санкт-Петербург: Либус Пресс, Издательство К. Тублина, 2015. 128 с.
  • Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. Москва: Искусство, 1974. 235 с.
  • Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. 304 с.
  • Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. Санкт-Петербург.: Клаудберри, 2014. 712 с.
  • Сонтаг С. О фотографии. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2013. 272 с.
  • Флюссер В. За философию фотографии. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. 146 с.
Статья научная