Особенности формирования профессиональной культуры в подготовке режиссеров художественно-спортивной направленности

Бесплатный доступ

Статья посвящена культуро- логическому исследованию дина- мики формирования профессио- нальной культуры обучающихся в процессе взаимодействия выс- шего учебного заведения и ор- ганизации профессиональной практики с целью решения задач по подготовке бакалавров на- правления 51.03.05 «Режиссура театрализованных представле- ний и праздников», направлен- ность (профиль) Художествен- но-спортивные представления и праздники. Проведен анализ процесса, организованного в условиях про- ектирования компетентностной учебно-методической модели и социального партнерства: обра- зовательная организация, предприятие практики, обучающиеся по направлению высшего образо- вания. Представлена оценка культурологической динамики по видам профессиональной деятель- ности учебно-методических форм предваритель- ного планирования основных этапов системы взаимодействий для выполнения практических задач базы практики в контактной работе препо- давателей - курсовых методистов по видам прак- тики направления и обучающихся бакалавров. Представлены формы и методические принципы планирования контактной: аудиторной, практиче- ской и самостоятельной работы с обучающимися по учебному плану направления, подготовленному на основании Примерной образовательной про- граммы и ФГОС ВО направления, действующие при профессиональной координации ответственных специалистов базы практики. Такие формы и ме- тоды развития общепрофессиональных и профес- сиональных компетенций бака- лавров направления становятся важными элементами развития интереса к продолжению содер- жательного обучения, повышают качественный уровень освоения обучающимися всех видов про- фессиональной деятельности: режиссерско-постановочной, организационно-управленче- ской, научно-исследовательской, художественно-просветитель- ской и проектной. Исследование опирается на результаты смо- делированного с участием об- разовательной организации и предприятия практики процесса профессиональной адаптации и формирования профессиональ- ной культуры обучающихся в форме смешанной постановочной группы по прин- ципам межкурсового взаимодействия под контро- лем руководителя практики по направлению.

Еще

Высшее учебное заведение, социальное партнерство, культурологическая динамика, социальная адаптация обучающихся, компетентностный подход, производственная практика, учебно-методическое моделирование

Короткий адрес: https://sciup.org/142215223

IDR: 142215223

Текст научной статьи Особенности формирования профессиональной культуры в подготовке режиссеров художественно-спортивной направленности

Цель исследования – выявление источников, причин и динамики изменений в профессиональной культуре режиссеров художественно-спортивной направленности в ходе внедрения учебно-методической модели планирования профессиональной практики бакалавров направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» за период с 2014 по 2017 гг.

Объект исследования – анализ динамики изменений в профессиональной культуре бакалавров направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» на этапах выполнения учебных задач практики и профессиональных задач базы практики в межкурсовом взаимодействии обучающихся.

Предмет исследования – формирование профессиональной культуры режиссеров художественноспортивной направленности в условиях внедрения учебно-методической модели и социального партнерства: база практики – образовательная организация – обучающиеся.

Сегодня актуальным становится конструирование современных методик исследования решения оперативных учебно-постановочных задач в рамках определенных федеральным государственным образовательным стандартом и основной образовательной программой направления в условиях развития профессиональных квалификационных требований к режиссеру в проектах художественно-спортивной направленности (профиля). Основная цель профессиональной практики студентов направления 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» формируется ФГОС ВО в контексте создания образовательными организациями высшего образования необходимых условий для освоения первичных и профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, а затем их отработки в различных формах профессиональной деятельности на базе практики [7]. Актуальность определяется также ростом современных требований к качеству освоения студентами профессиональных и общепрофессиональных компетенций в процессе получения высшего образования будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников (в системе организации массовых художественно-спортивных программ) в условиях практической работы.

Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма, хотя сам термин «динамика» еще не употреблялся. Но ис- следователи того времени абсолютизировали процессы развития и считали, что все культурные процессы представляют собой движение от простого к сложному [7]. Иными словами, они говорили о запрограммированном прогрессе в процессе развития и усложнения культуры. Современные информационные подходы к онтологии культуры расширяют представления о характере происходящих изменений. Сегодня под трансформациями в культуре понимают не только развитие, но и содержательные видоизменения процессов создания результатов и произведений культуры, в том числе и создаваемых образовательными организациями в условиях социального партнерства, как инструментов формирования профессиональной культуры режиссеров на всех этапах получения высшего образования [7].

Методы исследования – теоретические: анализ, систематизация, обобщение, синтез. Кроме того использованы эмпирические, частные методы исследования: мониторинг, обследование, наблюдение (в ходе репетиций и практических показов).

В процессе изменений зарождаются культурные феномены, которые трансформируются затем в смыслообразующие элементы профессиональной культуры режиссеров массовых зрелищ. Значение и степень распространения этих элементов зависят от источника их возникновения. Выделим несколько источников культурной динамики профессиональной культуры режиссеров, имеющих отношение к образовательной деятельности в высшем образовании:

Инновации – представляют собой открытие или изобретение новых художественных смыслов и образов, символов и знаков, норм и правил поведения, образовательных или профессиональных программ, которые направлены на изменение условий деятельности профессионалов, формирование нового типа композиционного мышления или ответственного восприятия отражаемого мира.

Художественные открытия – получение новых знаний о мире. В процессе изобретений новые профессиональные методологии и педагогические технологии соединяются с уже известными знаниями и порождают новые смысловые профессионально-постановочные элементы в режиссуре зрелищ. Изобретение – это новая комбинация уже известных культурных элементов режиссерской профессии.

Новаторами (носителями новых элементов) могут являться представители профессиональной элиты режиссуры – постановщики, педагоги вузов, представители авангардной среды режиссуры мегаполисов, поп-культурные диссиденты –либо выходцы из других профессиональных видов творческой деятельности – режиссеры, балетмейстеры, архитекторы, спортсмены, которые не находят места в своей культуре. Нововведение всегда обречено на некоторое непонимание. Поэтому существует проблема сопротивления слиянию инноваций с существующей образовательной и культурной средой [7].

Термин «профессиональная культура» подчеркива- ет, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества [1]. Профессиональная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников представляет собой систему создаваемых в условиях социального партнерства социологических элементов, характеризующую социально-профессиональное качество субъекта профессиональной деятельности [8]. ФГОС ВО направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» обязывает обучающихся осваивать пять автономных видов такой деятельности, но для понимания специфики режиссуры как вида деятельности стоит рассматривать их в совокупности. Ежегодно для создания инструментов профессиональной адаптации будущих режиссеров в художественно-спортивной деятельности образовательное учреждение высшего образования и вузовское студенческое сообщество создают персональный инструментарий для взаимодействия предприятий практики и вуза по достижению цели и задач профессиональной практики.

На схеме №1 представлена приоритетность согласования видов профессиональной деятельности режиссера.

Анализ взаимодействий в структуре видов деятельности, представленный на схеме №1, позволяет сформулировать ряд предположений в ракурсе формирования профессиональной культуры режиссера художественно-спортивных зрелищ.

Вид РПД определяет и связывает все виды деятельности в создании нового художественного смысла как содержательного основания профессиональной культуры режиссера через выполнение функций в ходе создания зрелища. РПД взаимодействует с видом ОУД и опирается на вид КПД, осваивая, прежде всего, профессиональные компетенции направления обучения.

Вид ОУД создает систему композиционного мышления для планирования структуры уникального режиссерского замысла и организации работы других людей в составе постановочной рабочей команды (группы) зрелища. ОУД поддерживает вид РПД и прогнозирует ее от срывов и провалов. На этапе ОУД бакалавр реализует смысловые задачи РПД и осуществляет ПД, осваивая, прежде всего, общепрофессиональные и общекультурные компетенции направления обучения [6].

Вид КПД согласовывает педагогические, культурологические и просветительские принципы и методы работы режиссера-постановщика для художественного освоения содержательных задач зрелища и профессионального развития культуры исполнительского состава постановочной группы под сценические задачи уникального режиссерского замысла зрелищного произведения. КПД оформляет для вида РПД содержательные основания новых смыслов постановщика зрелищного произведения, обобщает материалы для НИД, осваивая, прежде всего, общекультурные компетенции направления обучения в его работе с постановочной командой и зрительской аудиторией.

Вид НИД определяет и закрепляет исследовательские границы научного горизонта режиссера в художественно-творческом проекте зрелища. Здесь систе-

Схема №1. Согласование видов профессиональной деятельности режиссера ТПП

Режиссерско-постановочная деятельность (РПД)

Культурнопросветительская деятельность (КПД)

Организационноуправленческая деятельность (ОУД)

Проектная деятельность (ПД)

Научноисследовательская деятельность (НИД)

матизируется сбор информации, динамики развития результатов проекта, проводится дальнейший синтез художественно-смысловых решений режиссера для замыслов новых зрелищ. НИД взаимодействует с видом ПД и опирается на вид КПД, а также позволяет виду РПД анализировать результаты работы постановочной группы зрелища в культурологическом контексте.

Вид ПД концентрирует различные интересы в единой проектной концепции, создает среду для совместного творчества участников постановочной группы, организует функционирование всех ее элементов на каждом этапе создания режиссерского замысла: от его создания, репетиционного периода, до представления зрелищного произведения зрительской аудитории. ПД становится пространством, где совмещены все виды профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников для решения задач режиссерско-постановочной деятельности. Каждый вид профессиональной деятельности режиссера в учебном процессе направления подготовки осваивается в ходе изучения базовых и вариативных дисциплин образовательной программы, а также при отработке практических задач утвержденных типов профессиональной практики обучающихся.

Образовательной организацией утверждены два типа практики: учебная практика: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, и производственная практика: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Для освоения обоих типов практики создается учебно-методическая модель планирования профессиональной практики бакалавров направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» [3]. Данные типы практики формируют «внешние элементы профессиональной культуры режиссера: производственный опыт, постановочные навыки, проектный способ режиссерско-постановочной деятельности» [1] в ходе выполнения учебных и режиссерско-постановочных задач на базе практики обучающихся на 1, 2, 3 курсах направления 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в КГУФКСТ. Такая структура систематизирует интересы образовательной организации, бакалавров и базы практики в форму учебно-методической модели (далее УММ) планирования профессиональной практики бакалавров [5].

Нам важно подчеркнуть положительную динамику развития проекта внедрения УММ в организацию практики на базе предприятия практики за 2014-2015 уч.г., 2015-2016 уч.г. и 2016-2017 уч.г. [5]. Внедрение УММ за этот период позволило не только повысить эффективность планирования профессиональной практики, но и организовать ее на основе принципы межкурсового взаимодействия.

Реализуемая ОПОП направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» УММ позволяет эмпирическим путем согласовывать технологии выполнения системы планирования учебно-творческих, методических и исследовательских задач в образовательной организации и на базе практики. УММ внедряет учебно-методический комплекс аттестационных заданий и упражнений для освоения обучающимися компетенций профессии на основе современных требований практики, опираясь на контакт с представителями профессиональной среды. ФГОС ВО направления регламентирует важные способы информирования и разъяснения обучающихся на всех этапах внедрения таких методических моделей, руководителями практики от образовательной организации совместно с руководством баз практики по формам – конференция, консультация, срез-мониторинг, отчет. На направлении 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в КГУФКСТ к таким методических формам добавлены: публикация научной статьи и защита результатов практики на конференциях для презентации отчетов о результатах практики обучающимися. Такие инструменты вырабатывают нравственно-ценностные критерии оценки достигнутых результатов профессиональной культуры режиссера на этапе получения высшего образования, позволяют осваивать компетенции прогнозирования перспектив развития практики будущего сезона [1].

На рисунке №1 представлена учебно-методическая модель структурирования работ по организации практики студентов направления.

В результате исследования можно сделать следующие промежуточные выводы.

Внедрение эксперимента по моделированию учебно-методических форм планирования инновационных принципов и новаций в работу образовательной организации по организации практики обучающихся направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» создает условия для развития культурной динамики профессиональной культуры будущих режиссеров массовых зрелищ.

УММ становится формой взаимодействия заинтересованных сторон в условиях социального партнерства, в интересах компетентностного обучения бакалавров направления и одновременного роста их профессиональной режиссерской культуры.

Использование УММ в реализации учебного плана направления через формы контактной работы обучающихся с преподавателями и руководством по типам практики и формы промежуточной и итоговой аттестации позволит повысить эффективность влияния инновационных форм и методов обучения на результат подготовки бакалавров.

Руководителем практики и заместителем директора ООО ДСОК «Криница» по общим вопросам проанализированы материалы более 320 зрелищных досуговых и физкультурно-спортивных программ различных жанровых форм (2014-2017 уч.г.), проведенных на базе практики, и получены статистических данные о резуль-

Реальные условия практической деятельности: возможности * требовани т контроль на базе практики

УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Согласование интересов заинтересованных сторон -образовательное учреждение * база практики * студенческое сообщество + профессиональная среда - по этапам планирования

Структурирование задач учебной по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научноисследовательской деятельности и производственной по получению профессиональных умений и опыта ' ссиональной деятельности (по ФГОС ВОЗ*) практики

Социальная адаптация студентов направления 51.03.05 Режисссура театрализованных представлений и прзздниковв профессиональной среде

Рисунок 1. Учебно-методическая модель организации профессиональной практики

татах планирования и выполнения практики по направлению подготовки.

Исполнение учебных задач по основным видам профессиональной деятельности бакалавров на базе практики позволило собрать в межкурсовом взаимодействии сводной режиссерско-постановочной группе студентов 1, 2 и 3-го курсов [5]. Кроме того, группой под руководством бригадиров учебных сменных бригад из числа студентов 3-го курса налажено успешное творческое и психолого-педагогическое сотрудничество более опытных обучающихся и компетентных студентов с первокурсниками в ходе исполнения должностных требований базы практики и научно-методических задач учебного плана. В смоделированных образовательной организацией УММ – формах проведения профессиональной практики бакалавры эффективнее формируют ключевые элементы профессиональной культуры, учитывая специфику своего профессионального направления деятельности, точнее осваивают практические профессиональные компетенции, а базы практики активно принимают участие во внешней аттестации уровня освоения подготовленности бакалавров направления, что является важнейшим атрибутом связи высшего образования и работодателей.

По отчетным материалам за 2014-2016 уч.гг., обучающиеся смогли продемонстрировать высокий уровень владения постановочными инструментами режиссерской профессии. Динамика оценки результатов по от- четам по практике за 2016-2017 уч.г. показывает также и профессиональную мотивацию к творческому сотрудничеству во внутригрупповом взаимодействии в постановочных группах зрелищных программ. Такие результаты позволяют проходить профессиональную адаптацию еще в ходе учебного процесса высшего образования и снижать психологическое сопротивление на этапе социальной адаптации в процессе трудоустройства бакалавров направления, точнее осознавать необходимость непрерывного развития навыков режиссерской профессии в практической деятельности. Исследование статистики трудоустройства выпускников направления в 2016 и 2017 года показало, что более 90% получивших диплом трудоустраиваются в сферах профессиональной деятельности, выделенных ФГОС ВО направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Моделирование учебно-методических задач практики обучающихся и их выполнение по принципам композиционного планирования и межкурсового взаимодействия становится плодотворной средой для дополнительной профессиональной мотивации и развивает компетентностный уровень профессиональной квалификации бакалавров направления.

Динамика развития профессиональной культуры режиссера – это совокупность изменений, происходящих в режиссерской деятельности на определенном этапе исследований. Современные культурологи выде- ляют несколько типов культурной динамики, которые отражают качественные изменения различных профессиональных культур, в том числе профессиональной культуры режиссера:

  • 1)    профессиональные изменения, которые ведут к смене режиссерских стилей, смысловых художественных направлений, ориентаций и тенденций в профессии;

  • 2)    профессиональные изменения, которые приводят к обогащению профессиональной культуры режиссера через формирование новых жанров и видов режиссерской деятельности, новых научных направлений, вызванных как творческими процессами, так и внешними факторами;

  • 3)    культурный профессиональный застой – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм и ценностей режиссерской профессии;

  • 4)    упадок и деградация профессиональной культуры – это ослабление и устаревание элементов режиссуры, исчезновение составляющих ее частей в специфических профильных видах деятельности (например, стирание профильных границ постановочной работы в связи широким использованием результатов в СМИ);

  • 5)    кризис профессиональной культуры – это разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и формирующимися новыми, которые отвечают современным требованиям режиссуры;

  • 6)    преобразование (трансформация) профессиональной культуры – это появление новых состояний, которые возникают под влиянием процессов коммуникационных обновлений, происходящих в данном обществе [7].

С проблемами развития типов динамики в профессиональной культуре режиссеров тесно связан вопрос о прогрессе в культуре. Обычно прогрессом называют ускоренное развитие, движение социального общества вперед [1]. Мы считаем, что положительная динамика формирования профессиональной культуры бакалавров направления 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» характеризуется движением студенческого сообщества начинающих режиссеров из состояния «толкователя чужих текстов» на всем протяжении адаптации в профессию режиссера, до восхождения к вершинам смысловой ответственности «создателя новых художественных смыслов» в массовых зрелищах [5].

На материалах исследования можно сделать выводы.

Последовательная реализация элементов, влияющих на динамику развития профессиональной культуры режиссеров массовых зрелищ в условиях социального партнерства, повышает профессиональную мотивацию на постижение основ режиссуры, развивает методологический аппарат внешней оценки выпускников.

Обогащение процессов планирования постановочных задач режиссера моделями проектирования и методами межгрупповых взаимодействий как элементами развития профессиональной культуры режиссеров позволит сегодня современными научными методами моделирования повышать учебную активность контактной работы и практическую значимость самостоятельной работы обучающихся.

Использование моделирования учебно-методических процессов роста профессиональной культуры режиссеров позволит активизировать ответственную деятельность обучающихся, практиков режиссерской профессии, других заинтересованных в данных инновационных тенденциях сторон, сблизит образовательную деятельность в высшем образовании со всеми профессиональными видами деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников в соответствии с требованиями условий практики.

Список литературы Особенности формирования профессиональной культуры в подготовке режиссеров художественно-спортивной направленности

  • Batura P.M. Culture of professional activity. Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov BGU , Minsk, 2016, pp. 32-40..
  • Bartsevich E.V., Plotnikov A.V. From the experience of the use of fairytale therapy as methods for the inner development of students. Integraciya mirovyh nauchnyh processov kak osnova obshchestvennogo progressa. Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov , Kazan, 2015, pp. 50-54..
  • Guseva E.V. formation of scenario culture as a professional and personal quality of future Directors-teachers/Extended abstract of candidate’s thesis. Volgograd, 2011, 24 p..
  • Plotnikov A.V. Educational forum "CREATE YOURSELF" as a communication platform of stakeholder interaction. Fizicheskaia kul’tura, sport -nauka i praktika , 2016, no 3..
  • Plotnikov A.V. Design of the model of professional practice in the process of training Directors of theatrical performances and holidays Fizicheskaia kul’tura, sport -nauka i praktika , 2017, no 1, pp. 57-64..
  • Plotnikov A.V. Cultural Studies of Director’s concept of shows. Materialy nauchnoj i nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel’skogo sostava KGUFKST , Krasnodar, 2017., pp. 136-141..
  • Tsvetaeva M.N. Ontology of Russian art culture. Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva, SPBGU, g. Sankt-Peterburg , 2016, no 6, pp. 777-783..
  • Plotnikova G.G. Integration of professional education, science and production in the framework of social partnership. Social’naya politika i social’noe partnerstvo , 2013, no 2, pp. 64-68.
  • Батура П.М. Культура профессиональной деятельности. Международный сборник научных трудов БГУ. -Минск, 2016. -С. 32-40.
  • Барцевич Е.В., Плотников А.В. Из опыта использования сказкотерапии как методики для внутреннего развития студентов//Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса. Международный сборник научных трудов. -Казань. -2015. -С. 50-54.
  • Гусева Э.В. Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. -Волгоград, 2011. -24 с.
  • Плотников А.В. Образовательный форум «СОЗДАЙ СЕБЯ САМ» как коммуникационная площадка взаимодействия заинтересованных сторон//Физическая культура и спорт -наука и практика. -2016. -№ 3.
  • Плотников А.В. Проектирование модели профессиональной практики в процессе подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников//Физическая культура и спорт -наука и практика. -2017. -№1. -С. 57-64.
  • Плотников А.В. Культурология режиссерского замысла зрелищ/Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ. -Краснодар, 2017. -С. 136-141.
  • Цветаева М.Н. Онтология русской художественной культуры//Актуальные проблемы теории и истории искусства, СПБГУ, г. Санкт-Петербург. -2016. -№6. -С. 777-783.
  • Плотникова Г.Г. Интеграция профессионального образования, науки и производства в рамках социального партнерства//Социальная политика и социальное партнерство. -2013. -№ 2. -С. 64-68.
Еще
Статья научная