Особенности употребления термина «имам» по отношению к основателю Исламской Республики Иран Аятолле Хомейни
Автор: Филин Никита Александрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Зарубежный опыт
Статья в выпуске: 1, 2021 года.
Бесплатный доступ
В современном Иране по отношению к первому верховному лидеру страны аятолле Хомейни постоянно используется термин «имам». В иранской шиитской традиции понятие «имам» применяется не только к руководителям молитвы верующих, но и к двенадцати имамам - потомкам пророка Мухаммада, которые считаются непогрешимыми. Последний имам, Махди, по верованиям шиитов, ушел в сокрытие и должен будет вернуться. В народном сознании иранцев образ сильного лидера Хомейни в какой-то степени связывался с образом имама Махди. Однако иранское духовенство отрицало возможность сравнения Хомейни с непорочными имамами и использовало термин «имам» в его исконном значении - «предводитель общины мусульман», подчеркивая выдающуюся роль Хомейни в руководстве шиитами и Исламской революции. После прихода к власти Хомейни был провозглашен наместником имама Махди, что еще усилило его религиозный и политический статус и дало ему возможность осуществлять почти неограниченную власть.
Хомейни, махди, имам, предводитель, легитимность, духовенство
Короткий адрес: https://sciup.org/170174557
IDR: 170174557 | DOI: 10.31171/vlast.v29i1.7937
Список литературы Особенности употребления термина «имам» по отношению к основателю Исламской Республики Иран Аятолле Хомейни
- Борзуни М.А. 1999. Источник законности исламского правления согласно позиции имама Хомейни. - Имам Хомейни и исламское правление: политическая философия. Тегеран: Организация по сбору и публикации произведений имама Р. Хомейни. С. 65-91 [на перс. яз.]
- Дорошенко Е.А. 1998. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979 гг. М.: ИВ РАН. 237 c
- Кулюшин Н.Д. 2009. Политическое лидерство в шиитском исламе: дис. … к.полит.н. М. 140 с
- Пархизкар Г.Р. 2014. Исламская революция и рост культа имама Махди в Иране. Кум: Изд-во Исследовательского и образовательного института им. Хомейни. 272 c. [на перс. яз.]
- Юртаев В.И. 1993. Иран: студенты в исламской революции. М.: Наука. 218 с
- Mavani H. 2011. Ayatullah Khomeini's Concept of Governance (wilayat al-faqih) and the Classical Shi‘i Doctrine of Imamate. - Middle Eastern Studies. Vol. 47. No. 5. P. 807-824
- Taheri A. 1985. The Spirit of Allah. London: Hutchinson. 353 p
- Wilfried B. 2000. Who Rules Iran? The Structure of Power in the Islamic Republic. Washington: The Washington Institute for Near East Policy. 240 p