Особенности восприятия современного искусства школьным учителем: оценки, суждения, уровень компетентности

Бесплатный доступ

Рассматривается феномен современного искусства (contemporaryart) как содержательная основа воспитания. Определены причины противоречия между воспитательным потенциалом произведений современного искусства и редким их использованием учителями в связи с особенностями его восприятия, включая: характер отношения педагогов к современному искусству, их представлений о типичных чертах современного искусства, а также уровень общих знаний педагогов в сфере современного искусства - основных видов, знаковых произведений и т. д. Составлен, с учетом результатов комплексного исследования аудитории современного искусства в крупных нестоличных городах России, объективный портрет типичного посетителя площадок современного искусства, не совпадающий с портретом типичного педагога: «современный житель большого города с гибкой и саморегулирующейся занятостью и размытыми границами между работой и отдыхом, сознанием ценности автономности и самостоятельности». Представлены результаты качественного и количественного анализа материалов анкет, полученных от 227 педагогических работников общеобразовательных организаций. Среди опрошенных только 10,6% используют contemporaryart; остальные педагоги предпочитают в своей работе прибегать к произведениям искусства, созданным в конце XX - первых десятилетиях XXI в., но продолжающим классическую традицию, а также к наиболее модным и актуальным образцам массовой культуры. Уточняется понятие современного искусства как искусства второй половины ХХ столетия и наших дней, нацеленного на исследование и интерпретацию сложного, быстро меняющегося мирас использованием разнообразных художественно-выразительных средств и языков, на основе философских, психологических, социокультурных концепций и новых технологий; обладающего атрибутами экспериментальности, неканоничности, злободневности, инновационности, критического содержания. Показаны перспективы внедрения результатов исследования в образовательную практику посредством повышения уровня знаний педагогов о современном искусстве. Предмет статьи - современное искусство как содержательная основа воспитания. Основная тема - выявление возможностей современного искусства в воспитании школьников. Цель работы - анализ результатов анкетирования, которые позволяют судить о профессионально-личностнойпозиции педагогов в отношении современного искусства, об уровне их компетентности в области современного искусства и художественной культуры. Методология проведения работы : качественный анализ - герменевтический и контент-анализ визуального материала при работе с произведениями современного искусства, интерпретативный и компаративный анализ оценок и суждений респондентов о современном искусстве и его воспитательном потенциале; количественный метод - статистический анализ эмпирических данных . Результаты работы : анализ примеров произведений современного искусства, используемых для решения учебных и/или воспитательных задач, выявил, что педагоги предпочитают в своей работе прибегать к произведениям искусства, созданным в конце XX - первых десятилетиях XXI в., продолжающим классическую традицию, а также к наиболее модным и актуальным образцам массовой культуры. Неклассические произведения искусства используют 10,6% опрошенных. Областью применения результатов является образовательное пространство школы и педагогического университета. Выводы . Учителя открыты новому опыту и заинтересованы в применении произведений современного искусства для решения воспитательных задач.

Еще

Современное искусство, воспитательный потенциал современного искусства, содержание воспитания, учитель общеобразовательной школы, профессиональное саморазвитие педагога

Короткий адрес: https://sciup.org/148314427

IDR: 148314427   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2021-23-76-57-63

Список литературы Особенности восприятия современного искусства школьным учителем: оценки, суждения, уровень компетентности

  • Бондаревская, Е.В. Гуманитарная миссия воспитания в современном мире / Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. - М.: 21-22 апреля. Ч.1. - М.: Изд-во РУДН, 2016. - С. 26-44. Текст: непосредственный.
  • «Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России / Отв. ред. А.Ю. Прудникова, науч. ред. Л.Е. Петрова. - Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый; Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2018. - 400 с. Текст: непосредственный.
  • Леванова, Е.Ф. Современное искусство и его многомерность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2014. - № 3(15). С. 14-19. Текст: непосредственный.
  • Егорычева, С.А. Возможности применения современных художественных практик в эстетическом воспитании / Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2017. № 1(21). - С. 80-88. Текст: непосредственный.
  • Kourkoulis,L. Morality, Consciousness, and the Phenomenal World: A Future Art Curriculum / Art Education, Volume 74, Issue 1 (2021), pp. 26 — 30. Text: unmediated.
  • Miller, W., Cardamone, A. Educating Through Art, Ecology, and Ecojustice: A Rain Barrel Project/ Art Education, Volume 74, Issue 1 (2021), pp. 40 — 45. Text: unmediated.
  • McQueen G. E.,BawdenD. Luciano Floridi and contemporary art practice / Journal of Visual Art Practice. Volume 19, 2020, Issue 4 , pp. 328 — 350. Text: unmediated.
  • Maeng, H. Use of Deleuze's process ontology / Journal of Visual Art Practice. Volume 19, 2020, Issue 2, pp. 160 — 178. Text: unmediated.
  • Thoma, A. Vertigo of presence: Chantal Akerman's NOW, nomadic dwelling and the 'war machine' within the context of contemporary moving image works / Journal of Visual Art Practice. Volume 19, 2020, Issue 2, pp. 179 — 201. Text: unmediated.
  • Ball II J. R., He,W.,Tassinary,L. G.The zoom function / International Journal of Performance Arts and Digital Media. Volume 16, 2020, Issue 3: Special Themed Section : The Zoom Function. Guest Editors: James R. Ball III, Weiling He, Louis G. Tassinary, pp. 221 — 225. Text: unmediated.
  • Darren, C. Ong Quasiperiodic music / Journal of Mathematics and the Arts. Volume 14, 2020, Issue 4, pp. 285 — 296. Text: unmediated.
  • Knittel, C. E., Tanis, M., Stoltzfus, A. L., Castle, T., Kamien, R. D. Genevieve Dion. Modelling textile structures using biconti-nuous surfaces / Journal of Mathematics and the Arts. Volume 14, 2020, Issue 4, pp. 331 — 334. Text: unmediated.
  • Harasim, D., Schmidt, S. E., Rohrmeier, M. Axiomatic scale theory / Journal of Mathematics and Music: Mathematical and Computational Approaches to Music Theory, Analysis, Composition and Performance. Volume 14, 2020, Issue 3, pp. 223 — 244. Text: unmediated.
  • Li, Z. (M.). Teaching Introduction to Dance Studies Online Under COVID-19 Restrictions / Dance Education in Practice. Volume 6, 2020, Issue 4, pp. 9 — 15. Text: unmediated.
  • O'Donoghue Donal. Engaging Conversations in Art Education / Studies in Art Education : A Journal of Issues and Research. Volume 61, 2020, Issue 4, pp. 293 — 297. Text: unmediated.
Еще
Статья научная