Память как часть культурной идентичности (на примере образа «советскости» в отечественном кинематографе)

Автор: Медянец Дарья Владимировна, Перова Екатерина Юрьевна

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Прикладная культурология

Статья в выпуске: 4 (50), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрывается динамика репрезентации образа «советскости» в кинематографе. Рассматриваются различные формы памяти, связанные с формированием индивидуальной и коллективной культурной идентичности. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного осмысления отечественной культуры ХХ века и сохранения исторической памяти как части нематериального наследия.

Идентичность, память, кинематограф, советскость, культурный код, нематериальное культурное наследие

Короткий адрес: https://sciup.org/170195951

IDR: 170195951   |   DOI: 10.34685/HI.2022.50.65.030

Список литературы Память как часть культурной идентичности (на примере образа «советскости» в отечественном кинематографе)

  • Российский кинематограф как нематериальное культурное наследие / Малышев В.С., Виноградов В.В., Зиборова О.П. и др. // Энциклопедия нематериального культурного наследия России. Посвящается Году культурного наследия России. – М.: Ин-т Наследия, 2022. – С. 437.
  • См.: Мороз О., Суверина Е. Trauma studies: История, репрезентация, свидетель // Новое литературное обозрение. – 2014. – № 1. – С. 59–74.
  • Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. – М.: Новое литер. обозрение, 2014. – 328 с.
  • Там же.
  • Согласно опросам, усиление ностальгии по Советскому Союзу становится все заметнее – в 2018 г. доля «сожалеющих» в 2,5 раза превысила тех, кто не скучал по советским временам (66% против 25% соответственно). – Url: https://www.levada.ru/2018/12/19/nostalgiya-po-sssr-2/ (дата обращения: 05.12.2022).
  • Злотникова Т.С. Культурный проект «советский человек» // Вестник СПбГИК, 2021. № 1 (46), март. С. 36-45.
  • Там же.
  • См.: Федосов Е.А. Советский человек: пропаганда или реальность? // Русин. – 2014. – № 4. – С. 139-151.
  • Гества К. Homo Sovieticus и крах советской империи: неприятные социальные диагнозы Левады // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2013. – № 3-4. – С. 111-114.
  • Зайцева Т.А. Культура повседневности в контексте проблемы идентичности //Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2012. – № 4(8). – С. 14-17.
  • Ерофеев В. Энциклопедия русской души. – М., 2002. – С. 176.
  • Злотникова Т.С., Куимова В.М. Ностальгия по советскому в современном медиапространстве // Ярославскиий педагогический вестник. – 2021. – № 2. – С. 133-143.
  • Ерохина Т.И. Феномен памяти в массовой культуре: контрпамять и постпамять в отечественном кинематографе // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 5. – С.269-274.
  • Гудков Л. «Память» о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас. – 2005. – № 2. – Url: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/pamyat-o-vojne-i-massovaya-identichnost-rossiyan.html (дата обращения: 26.11.2022).
  • Тяглова М.А. Мифизация космонавтики в зеркалах культурного сознания // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского: Философия. Политология. Культурология. Т. 4 (70). – 2018. № 2. – С. 156-165.
  • Российский кинематограф как нематериальное культурное наследие… С. 449.
  • Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: Ээсти раамат, 1973. – С. 53.
Еще
Статья научная