Памятник сибирской письменности "Краткое описание о народе остяцком" Григория Новицкого: историко-культурологический обзор

Автор: Выхрыстюк М.С.

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 4 т.14, 2022 года.

Бесплатный доступ

Введение. Памятник сибирской письменности «Краткое описание о народе остяцком» содержит уникальное описание жизни коренного населения Сибири - остяков (устаревшее название народа ханты), выполненное историографом Григорием Новицким на основе личных наблюдений. Целью статьи явился историко-культурологический обзор источника, включающий анализ его структуры и содержания. Материалы и методы. Исследование выполнено на материале памятника сибирской письменности начала XVIII в. «Краткое описание о народе остяцком» Г. Новицкого. Для получения объективных выводов использовались описательный, сравнительный методы. При анализе структуры, содержания и информативности текста источника применялись методы компонентного анализа и структурно-семантический. Результаты исследования и их обсуждение. Историко-культурологический обзор первого этнографического труда о Сибири, представленный в статье, содержит анализ описания жизни и культуры остяков, исторически проживающих на территории Сибири, расположения их земель, контактов с другими народами. Отмечается, что источник содержит достоверные сведения об истории Сибири, о ее границах и естественных богатствах, о коренных народах этого края, о татарских племенах и их правителях, об основании первых городов Сибири, а также о покорении Сибири Ермаком. Подробным образом в тексте описывается район, который заселяли ханты. Исторически сложилось так, что в Сибири проживали представители многих языковых групп. В тексте памятника приводятся сведения о многообразии культур и языков на территории края. Богатый и разнообразный этнокультурный языковой материал памятника отражает состояние русского литературного национального языка в период становления его норм. Заключение. Текст памятника, содержащий обширное описание сибирских земель и проживающих здесь народов, представляет ценный для исследователей исторический и этнокультурный материал, является свидетельством процессов, происходивших в русском языке в период становления его норм.

Еще

Памятник сибирской письменности, остяки, информативность, историко-культурологическая и этнокультурная значимость

Короткий адрес: https://sciup.org/147238991

IDR: 147238991   |   DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.04.437-444

Список литературы Памятник сибирской письменности "Краткое описание о народе остяцком" Григория Новицкого: историко-культурологический обзор

  • Абрамов Н. А. Описание Березовского края // Записки Императорского Русского географического общества. СПб., 1857. Кн. 12. С. 329-448.
  • Бауло А. В. Священные места тотемных предков в орнитоморфном облике у обских угров // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого: сб. ст. Ханты-Мансийск; Томск, 2016. Вып. 9. С. 324-338.
  • Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / пер с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славян. культуры, 2001. 287 с.
  • Волдина Т. В. Изучение хантыйского фольклора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в первые десятилетия XXI в. // Вестник угроведения. 2020. Т. 10, № 4. С. 760-773. DOI: 10.30624/2220-41562020-10-4-760-773.
  • Волдина Т. В. Культ родовых духов-покровителей как основа организации жизненного пространства в традиционной культуре северных групп обских угров // Финно-угорский мир в полиэтничном пространстве России: культурное наследие и новые вызовы: сб. ст. по материалам VI Всерос. науч. конф. финно-угроведов. Ижевск, 2019. С. 493-496.
  • Вртанесян Г. С. Желтой трясогузки богатырь: корни образа // Вестник угроведения. 2021. Т. 11, № 3. С. 536-545. DOI: 10.30624/2220-4156-2021-11-3-536-545.
  • Главацкая Е. М. Христианизация населения Северо-Западной Сибири в XIX в.: идея, практика, итоги // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры (600-летию памяти святителя Стефана Великопермского): материалы Междунар. науч.-практ. конф. 1996 г. Пермь, 1997. Т. 1. С. 92-111.
  • Муллонен И. И., Захарова Е. В. Прибалтийско-финские термины с семантикой «поселение» в историко-культурной перспективе // Вестник угроведения. 2019. Т. 9, № 4. С. 671-680. DOI: 10.30624/22204156-2019-9-4-671-680.
  • Онина С. В., Выхрыстюк М. С. Образ человека в югорском национально-культурном языковом сознании // Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность. М., 2018. С. 243-265.
  • Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 414 с.
  • Петров М. К. Язык. Знак. Культура. Изд. 2-е, стер. М.: Едиториал УРСС, 2004. 328 с.
  • Пивнева Е. А. Фоторепрезентации этнической культуры обских угров // Вестник угроведения. 2018. Т. 8, № 4. С. 716-728. DOI: 10.30624/2220-4156-2018-8-4-716728.
  • Ругин Р. П. Легенды и мифы народа ханты. Салехард: Красный Север, 2008. 432 с.
  • Рындина О. М. Орнамент // Очерки куль-турогенеза народов Западной Сибири: в 4 т. Томск, 1995. Т. 3. 639 с.
  • Сагалаев А. М. Птица, дающая жизнь (из тюрко-угорских мифологических параллелей) // Мировоззрение финно-угорских народов: сб. науч. тр. Новосибирск, 1990. С. 21-34.
  • Сироткина Т. А., Ганущак Н. В. Этнические образы ханты и манси в региональной художественной литературе // Вестник угроведения. 2019. Т. 9, № 2. С. 279-285. DOI: 10.30624/2220-4156-2019-9-2-279285.
  • Старцев Г. А. Остяки: соц.-этногр. очерк. Л.: Прибой, 1928. 152 с.
  • Судаков Г. В. Проблемы употребления названия населенных пунктов (на примере ойконимии Вологодской области) // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16, № 3. С. 193-204. DOI: 10.15826/уорг_ опот.2019.16.3.039.
  • Юргенева А. Л. Этнографическая фотография XIX века и ее современные модификации // Художественная культура. 2018. № 3. С. 136-167.
  • Яйленко В. П. Древнейшая этническая история угров по данным ономастики и письменным источниками I тыс. до н. э. / отв. ред. Я. Г. Солодкин. Тюмень: ТюмГУ; Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2017. 76 с.
Еще
Статья научная