Педагогика высшей школы в современных цифровых реалиях

Бесплатный доступ

Структуры и традиции образования часто меняются медленно. Основная система образования в значительной степени сохраняется. Последний по настоящему прорывной сдвиг в том, как мы преподаем и учимся, произошел во время наступления промышленной революции, когда были введены стандартизированные учебные программы, в которых основное внимание уделялось математике и чтению. Искусственный интеллект (ИИ) и информационно коммуникационные технологии (ИКТ) могут произвести еще одну революцию в том, как мы живем и работаем. Хотя ИИ и ИКТ пока не заменят работу преподавателей, но они смогут, по нашему мнению, присоединиться к ним в качестве коллеги довольно скоро. Средства обучения с поддержкой ИИ и ИКТ демонстрируют невероятный потенциал для широкого спектра применений, особенно в эпоху технической революции. От помощи в обучении до наблюдения, использование их в конечном итоге будет зависеть от философии преподавания. В статье автор анализирует и показывает все плюсы и минусы обучения в цифровых реалиях высшего образования.

Еще

Педагогика, психология, образование

Короткий адрес: https://sciup.org/144162610

IDR: 144162610   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2022-6110-57-62

Текст научной статьи Педагогика высшей школы в современных цифровых реалиях

В настоящее время из-за пандемии COVID-2019 и благодаря технологиям в высшем образовании произошло много изменений. С помощью технологий вузы запустили множество онлайн-курсов, а некоторые – открыли онлайн-режим. Новый способ дистанционного обучения предоставил возможность получить высшее образование тем, у кого есть Интернет, но не было возможности посещать учебные заведения в связи с занятостью (работа, семья и др.).

Высшие учебные заведения по всему миру экспериментируют со многими различными типами виртуальных учебных сред, и неизбежно, что вузы изменяются в результате массового расширения использования электронных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ оказывают и в дальнейшем окажут значительное влияние на преподавание и обучение, и вузы, по-нашему мнению, должны иметь стратегию адаптации к изменениям, которые это принесет. Опыт обучения через Интернет показывает, что студентам, а также преподавателям, приходится принимать модели, сильно отличающиеся от так называемых «традиционных» моделей преподавания / обучения.

На данный момент все больше научных работ посвящается исследованиям образовательных сред будущего, которые приведут к виртуальному обучению, степени и скорости, с которой будут происходить эти изме- нения. В них описываются разработки и важность ИКТ для академического образования в связи с технологическими возможностями и дидактикой высшего образования. Особое внимание уделяется политическим и институциональным вопросам, связанным с внедрением ИКТ в образовательную инфраструктуру, а также тому, возможно ли заменить преподавателя виртуальным и будет ли это также эффектно при получении знаний, навыков, владений и компетенций студентам – будущим специалистам, конкурентоспособным личностям, которых готовит современное вузовское образование.

Сам термин «виртуальный» заимствован из информатики, основой которой является ИКТ опыт, передаваемый оригинальным способом в виртуальной реальности, который и стал популярен в 1990-е годы [9, p. 517]. Виртуальный институт – это вуз, для которого основным способом взаимодействия является Интернет. Реального кампуса не существует, виртуальная сеть различных институтов, участвующих в высшем образовании, является виртуальным вузом. Все функции высшего учреждения выполняются онлайн. Для обучения не требуется физического взаимодействия. Программы размещаются в Интернете в различных режимах, таких как видео, заметки, презентация, задания и т. д. Могут быть зачислены студенты со всего мира. Короче говоря, виртуальный вуз можно рассматривать как

«метафору электронной среды преподавания, обучения и исследований, созданную в результате слияния нескольких относительно новых технологий, включая, но не ограничиваясь ими, Интернет, Всемирную паутину, компьютерно-опосредованную коммуникацию…» [10].

Также с изобретением искусственного интеллекта стало возможно то, что 30 лет назад казалось фантастикой. Искусственный интеллект (ИИ) может произвести еще одну революцию в том, как мы живем и работаем. Хотя ИИ пока не заменит работу преподавателей, но он может присоединиться к ним в качестве коллеги довольно скоро. То, как мы преподаем и учимся, может привести к очередному тектоническому сдвигу. В некоторых регионах мира изменения уже начались.

В 2016 году профессор Ашок К. Гоэль, директор Лаборатории дизайна и интеллекта в Технологическом институте Джорджии, совместно со своей командой из Технологического центра Джорджии для университетов XXI века создали в Школе интерактивных вычислений разработку Джилл Уотсон (Jill Watson) – ассистента преподавателя на базе искусственного интеллекта. Джилл впервые была представлена на онлайн-дискуссионном форуме по искусственному интеллекту для выпускников курса информатики. Вместе с командой ассистентов-преподавателей она отвечала на вопросы участников форума. В конце ее семестрового дебюта студенты не смогли отличить ее от настоящего преподавателя [4].

В выполнении первой итерации программы Jill Watson участвовало от 1000 до 1500 человек и ушло столько же часов. Гоэль и его команда приступили к сокращению времени, необходимого для создания индивидуальной версии Jill Watson. Это сокращение времени сборки стало возможным благодаря системе Agent Smith, новому творению Гоэла и его команды. Все, что нужно системе Agent Smith для создания персональной программы Джилл Уотсон, это программа курса и сеанс вопросов и ответов один на один с препода- вателем. Названная в честь самовоспроизво-дящегося персонажа из фильма «Матрица», программа Agent Smith клонирует Jill Watson, но делает ее специалистом в нужной области. Уже сегодня преподаватели любого уровня подготовки или предметной области могут иметь собственного специального помощника на базе ИИ для своей аудитории с минимальными техническими требованиями.

ИИ также может сэкономить время для студентов. Концепция адаптивного обучения использует ИИ для более точного определения того, что студенты знают, а чего нет. Затем он «объясняет» лекции таким образом, который наиболее логичен и понятен для конкретного студента. При этом он может превратить аудиторию, цифровую или иную, из пассивной, управляемой преподавателем, в интерактивную, ориентированную на студентов [4].

У преподавателей высшей школы, чья нагрузка в целом составляет более 900 часов в неделю, включая проверку заданий студентов, подготовку к лекциям, возможно эмоциональное выгорание, а с появлением такого оригинального помощника можно будет сократить часы, чтобы преподаватели могли больше заниматься творческой и научной работой. Освобождая преподавателей от рутинной работы, изобретатель говорит о том, что он и его команда расширяют охват преподавателей, их масштаб и позволяют лучше взаимодействовать со студентами.

Как и другие формы ИИ, адаптивное обучение не может заменить преподавателей, но это может быть чрезвычайно полезно для повышения эффективности «механического обучения», приобретения навыков и, кроме того, возможно их применение в практической деятельности [4].

Другое исследование было проведено в Китае в 2017 году с помощью установки камеры наблюдения на крыше здания высшего учебного заведения. Раз в секунду камера делала снимок всей аудитории, насчитывающей до 50 студентов, а затем отправляла данные на серверы Hanwang. Используя технологию распознавания лиц и алгоритмы глубокого обучения, CCS (последовательность интерфейс камеры) классифицировала поведение каждого студента по одной из пяти категорий: слушание, ответы на вопросы, письмо, взаимодействие с другими студентами или сон. На основе выражения их лиц каждому студенту присваивался еженедельный балл, доступный через мобильное приложение. Педагоги, родители и руководство учреждения могли получить доступ к оценкам каждого из своих студентов и узнать, сколько времени те потратили на каждую из пяти категорий Hanwang. Разработчики системы Hanwang подчеркивали, что эта информация может иметь решающее значение для определения того, когда студентам нужна помощь и в какой области. Система со временем совершенствуется, чему способствует отсутствие каких-либо требований о получении согласия от родителей или студентов. Большинство студентов даже не проинформировано о том, что система установлена [4].

ИКТ и ИИ сейчас в связи с так называемой технической революцией, дистанционным образованием становятся все более популярными как среди студентов, так и в преподавательской и творческой среде. Например, в Wholenote.com существует почти три тысячи уроков игры на гитаре. Эти страницы предлагают любителям гитары множество видов практического материала [8]. В процессе совместного взаимодействия педагог и студенты обучаются накладывать голосовое сопровождение и музыку, добавлять яркие текстовые врезки и превращать статичные элементы видео-инфографики в интерактивные (Powtoon, Moovly) [1, с. 47]. Компьютерное приложение для синтезатора голоса Vocaloid разработано корпорацией YAMAHA в Японии в 2004 году; VR-платформа VirBELA – в Высшей школе бизнеса при Стэнфордском университете. VirBELA представляет собой виртуальное пространство, которое имитирует территорию университета и работает по принципу многопользовательской видеоигры. Как говорит об этом А. Хауленд, президент и соучредитель VirBELA,

«корпоративная метавселенная Virbela помогает решать общие проблемы на рабочем месте, с которыми сегодня сталкиваются удаленные и гибридные организации» [11]. А проект Cognitive Immersive Room Политехнического института Ренсселера и ИТ-компании IBM в Китае дает возможность студентам практиковаться в знании определенного языка. Это происходит так, как если бы студенты находились на территории настоящего вуза [3].

Цифровое учебное пространство перераспределяет роли между студентами и преподавателями, позволяя использовать более новые формы обучения и взаимодействия. В 2020 году за короткий период миллионы студентов были переведены из кампуса в цифровые классы с использованием таких инструментов, как Teams и Zoom. Пытаясь справиться с потрясением, студенты, преподаватели и администрация приступили к быстрому экспериментированию и процессу обучения тому, как преподавать должен обучать студентов и сам обучаться и одновременно быть администратором в цифровом образовании вуза. Ключевым подходом является переосмысление процесса обучения с помощью технологий, т. е. развитие цифрового учебного пространства. Технические решения позволяют создать цифровое учебное пространство. С педагогической точки зрения это дает возможность экспериментировать с новыми формами обучения, такими как новые роли для преподавателей и студентов, изучение больших объемов данных и привлечение участников за пределами университета [6]. Традиционная лекция 2 × 45 минут перестает быть центральной и заменяется более короткими, часто предварительно записанными, видеосессиями в рамках траектории обучения. При наличии такого количества цифровых ресурсов роль преподавателя в будущем будет заключаться не столько в непосредственном обучении, сколько в содействии ресурсам. Роль преподавателя сегодня включает в себя планирование и мониторинг деятельности с течением времени. Лекции (длинные или короткие) – это только одно

из важных занятий; для облегчения процесса обучения студентов преподавателям необходим доступ к новым типам данных, таким как взаимодействие студентов с цифровыми источниками. Решение для электронного обучения также облегчает переход к более гибкой образовательной ситуации, когда ресурсы могут быть распределены в образовательных целях [5, pp. 5–6].

Возможности показывают, что цифровое учебное пространство обеспечивает новые формы развития знаний, включая новых участников за пределами академического учреждения. Можно с уверенностью утверждать, что высшее образование начало полную цифровую трансформацию. По мере того как образование меняется в соответствии с современными технологическими тенденциями, а традиционный институт, основанный на лекциях, уходит в прошлое, становится все более важным учитывать будущие последствия для студентов и преподавателей, которые проводят свое обучение в виртуальной вузовской среде. Главное, чтобы процесс виртуального вуза положительно сказывался на аккредитации и качестве оценки, а также – полученных студентами знаниях. Аккредитация необходима для того, чтобы гарантировать студентам, что в онлайн-институте работают сертифицированные онлайн-инструкторы, обладающие опытом и образовательной квалификацией для разработки и выполнения учебной программы. Стандарты оценки должны особенно тщательно контролироваться в виртуальных вузах [7].

Полагаем, что в перспективе могут появиться виртуальные преподаватели, но все равно за этими преподавателями должен быть контроль со стороны высококвалифицированного педагога, так как не во всех городах, регионах есть хорошая Интернет-сеть и если что-то случится и Интернета не будет, тогда на помощь студентам приходит преподаватель высшей школы.

Список литературы Педагогика высшей школы в современных цифровых реалиях

  • Христидис Т. В. Интерактивные арт-педагогические технологии в дистанционном образовании// Артпедагогика и артпсихология в век инноваций: материалы II Международной научно-практической конференции в рамках 15-го Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+ (Москва, 9 октября 2020 г.) / научное редактирование Т. В. Христидис. Москва: МГИК, 2020. С. 43-49.
  • Христидис Т.В., ЧерниченкоВ. И. Педагогика высшей школы: [учебник]. Москва: МГИК, 2015. 432 с.
  • Чернышёва Е. Виртуальные преподаватели и «перевернутый класс»: как меняется сфера высшего образования. 2021.[Электронный ресурс] URL: https://plus-one.rbc.ru/society/kak-menyaetsya-sfera-vysshego-obrazovaniya
  • AI-Powered Adaptive Learning: A Conversation with the Inventor of Jill Watson. Online Education Research. 2018. .[Электронный ресурс] URL: https://www.onlineeducation.com/features/ai-teaching-assistant-jill-watson
  • Bygstad B., Ovrelid E, Ludvigsen S., Daehlen M. From dual digitalization to digital learning space: Exploring the digital transformation of higher education // Computers & Education. 2022. Vol. 182. P. 1-11.
  • Jackson N. C. Managing for competency with innovation change in higher education: Examining the pitfalls and pivots of digital transformation // Business Horizons. 2019. № 62. Р. 761-772.
  • Jadeja M. Virtual University: The new perspective of Higher Education. 2016. [Electronic resource] [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/352776706
  • Ruismaki H., Juvonen A. The new horizons for music technology in music education. 2009. [Electronic resource] URL: https://www.researchgate.net/publication/228803454
  • Van der Molen H. J. Virtual University? Educational Environments of the Future // Wenner - Gren International Series. London: Portland Press. 2001. Vol. 79. Issue 4. P. 517-522.
  • Van Dusen G. C. The virtual campus: Technology and reform in higher education // School of Education, Washington, DC: Graduate School of Education and Human Development, George Washington University. 1997. 185 p.
  • Virbela Launches New Metaverse Campus to Better Connect Physical and Virtual Working Worlds. 2021. [Electronic resource] URL: https://www.virbela.com/news-articles/virbela-launches-new-metaverse-campus-to-better-connect-physical-and-virtual-working-worlds
Еще
Статья научная