Поэма К. Случевского "Элоа" в контексте демонологического мифа

Автор: Кузнецова Екатерина Валентиновна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (37), 2016 года.

Бесплатный доступ

Поэма К.К. Случевского «Элоа» рассматривается в аспекте обращения к демонологическому мифу, сложившемуся на основе библейских текстов, к его основным интерпретациям в русской поэзии XIX в., а также в контексте мировоззрения Ф.М. Достоевского. Такой подход позволяет выявить соотношение традиции и новаторства в поэме К.К. Случевского, ее основную идею и роль мифа в создании авторского художественного произведения. Автор статьи приходит к выводу, что, отступая от русской романтической традиции разработки образа страдающего демонического героя, а также сложившейся на рубеже веков концепции двойственной природы добра и зла, Случевский в финале поэмы обращается к новозаветной христианской идее непримиримой борьбы злого и доброго начал в мире и конечной победы одного из них, подчеркивая важнейшую роль человека в исходе этой борьбы.

Еще

Демонологический миф, сюжетный комплекс, русская поэтическая традиция, мировоззрение ф.м. достоевского, философия рубежа xix-xx вв, апокалиптические мотивы, проблематика добра и зла

Короткий адрес: https://sciup.org/14914551

IDR: 14914551

Список литературы Поэма К. Случевского "Элоа" в контексте демонологического мифа

  • Тахо-Годи Е.А. Константин Случевский. Портрет на пушкинском фоне. СПб., 2000; Смородинская Т. Константин Случевский. Несвоевременный поэт. СПб., 2008
  • Махов А.Е. Сад демонов -hortus daemonum: словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 2007
  • Сазонова Л.И. Демонологический миф в памяти культуры ХХ века//Сазонова Л.Н. Память культуры. Наследие Средневековья и барокко в русской литературе Нового времени. М., 2012. С. 325-326
  • Вайскопф М. Влюбленный демиург: метафизика и эротика русского романтизма. М., 2012. С. 427
  • Аверинцев С.С. Сатана//Мифологический словарь. М., 1990. С. 476
  • Махов А.Е. Сад демонов -hortus daemonum: словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 2007. С. 172
  • Аверинцев С.С. Сатана//Мифологический словарь. М., 1990. С. 476
  • Романчук Л. Демонизм. Зверь Апокалипсиса (литературные мифы, версии, реалии). М., 2012. С. 82
  • Аверинцев С.С. Сатана//Мифологический словарь. М., 1990. С. 476
  • Сандунов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. СПб., 1997. С. 120
  • Михилев А.Д. Явление демонизма в литературе//Романчук Л. Демонизм. Зверь Апокалипсиса (литературные мифы, версии, реалии). М., 2012. С. 6
  • Жуковский В.А. Аббадона//Жуковский В.А. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. Баллады, поэмы, повести. М.; Л., 1959. С. 231-236
  • Махов А.Е. Сад демонов -hortus daemonum: словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 2007. С. 167-171
  • Аношкина-Касаткина В.Н. Религиозная основа поэмы Демон//Православные основы русской литературы XIX века. М., 2011. С. 152
  • Случевский К.К. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1962
  • Смородинская Т. Константин Случевский. Несвоевременный поэт. СПб., 2008. С. 70
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 14. Братья Карамазовы. Л., 1972-1990. С. 100
  • Библия в гравюрах Гюстава Доре с библейскими текстами по синодальному переводу. М., 2010. С. 460-464
  • Брюсов В.Я. К.К. Случевский. Поэт противоречий//Брюсов В.Я. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1987. С. 257
  • Роднянская И.Б. Демон ускользающий//М.Ю. Лермонтов. Pro et contra. СПб., 2002. С. 789
  • Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах//Типологические исследования по фольклору. М., 1975. С. 52
  • Вайскопф М. Влюбленный демиург: метафизика и эротика русского романтизма. М., 2012. С. 451
Еще
Статья научная