Понятие сознания в упанишадах и ранней адвайта-веданте
Автор: Бурмистров Сергей Леонидович
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 2 (14), 2013 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается природа сознания в адвайта-веданте и упанишадах. Понимание природы сознания в адвайта-веданте обусловлено религиозными представлениями, зафиксированными в Ведах и упанишадах. Центральным понятием адвайтистской философии сознания является понятие Атмана как единого у всех индивидов «слепого пятна» эмпирического сознания. Атман имеет сакральный характер, и благодаря ему становится возможным познание, однако сам он остается непознаваемым. Проблемой, на решение которой направлен адвайтистский дискурс, является отождествление личностью самой себя с изменчивым и причинно-обусловленным эмпирическим уровнем сознания, адвайта же предлагает в качестве решения отождествление себя с Атманом как уровнем сознания, лежащим за пределами каузальных связей.
Адвайта-веданта, упанишады, философия сознания, уровни сознания, атман, гаудапада
Короткий адрес: https://sciup.org/147202928
IDR: 147202928
Список литературы Понятие сознания в упанишадах и ранней адвайта-веданте
- Брихадараньяка-упанишада/пер. с санскр., предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. М.: Наука, ГРВЛ, 1964. 238 c.
- Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. 199 с.
- Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983. 272 с.
- Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. 472 с.
- Островская-мл. Е.А. Буддийский эпистемологический идеал yathābhūtam//Буддизм в переводах. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. Вып. 2. С. 400-409.
- Упанишады/пер. с санскр., предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. М.: Наука, ГРВЛ, 1967. 334 с.
- Чхандогья-упанишада/пер. с санскр., предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. М.: Наука, ГРВЛ, 1965. 250 с.
- Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н.э. -II в. н.э.). М.: Восточная литература, 2004. 415 с.
- Gaudapāda-kārikā/ed. and transl. by R.D. Karmarkar. Poona: Bhandarkar Oriental research institute, 1953. 158 p.
- Olivelle P. Orgasmic rapture and divine ecstasy: the semantic history of ānanda//Journal of Indian philosophy. 1997. Vol. 25. P. 153-180.
- Saksena S.K. Nature of consciousness in Hindu philosophy. Benares: Nand Kishore & bros., 1944. 224 p.
- The Aphorisms of the Vedanta by Bādarāyaņa, with the commentary of Śankara Ācārya and the gloss of Govinda Ānanda/ed. by Paņdita Rāma Nārāyaņa Vidyaratna. Calcutta: Baptist Mission press, 1863. 907 p.
- The Vedantasara of Sadānanda, together with the commentaries of Nŗsimhasarasvatī and Rāmatīrtha/ed. by G.A. Jacob. 5th edition. Bombay: Nirnaya Sagar press, 1934. 179 p.