Природный потенциал детей эвенков для занятий физической культурой
Автор: Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна, Фомин Владимир Александрович
Рубрика: Национально-региональные аспекты в современном образовательном процессе
Статья в выпуске: 4, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются экстремальные условия жизни таежных жителей - эвенков в борьбе за существование вырабатывать своеобразные свойства организма и такие физические качества, чтобы человек мог успешно противостоять суровой природе и добывать пищу для пропитания.
Физические качества, физические свойства, кочевой таежный образ жизни, аргиш, таежные тропы, метание аркана, традиционное закаливание эвенков
Короткий адрес: https://sciup.org/148315935
IDR: 148315935
Текст научной статьи Природный потенциал детей эвенков для занятий физической культурой
Как и всякий народ в соответствии с уровнем социально-экономического развития, природно-климатических условий эвенки эволюционным путем выработали свою систему воспитания, которую можно назвать народной педагогикой. В систему входят различные виды самобытных физических упражнений, единоборств, игр, забав, танцев и потех. Необходимо возрождать весь этот арсенал и активно использовать в учебно-воспитательной работе с подрастающим поколением.
Формирование и изучение физических качеств у северных народов Сибири, в том числе и эвенков, представляет значительный научный и практический интерес. Условия жизни заставляли таежных жителей ― эвенков в борьбе за существование вырабатывать своеобразные свойства организма. И различные физические качества человека помогали успешно противостоять суровой природе и выживать в экстремальных условиях, добывать пищу для пропитания. Этот процесс шел по двум направлениям на протяжении многих веков. Во-первых, через обычаи, близкие к естественному отбору, во-вторых, через накопление знаний о физических свойствах человека в результате традиционного труда ― охотничьего промысла, оленеводства и рыболовства, а также посредством воспитания, обучения и тренировки [1].
В средние века жесткие обычаи северных народов Сибири по отношению к младенцам, больным и немощным были обусловлены не нравами этих народов, а необходимостью иметь в семье крепкого, здорового ребенка, спо- собного противостоять болезням, отсутствием тепличных условий при кочевом таежном образе жизни.
Для эвенков-рожениц на стойбище сооружали отдельный чум, куда помещали ее за несколько дней до рождения ребенка, снабдив водой, шкурами, оставляли одну. Никто не имел права подходить к чуму, пока сама женщина не выйдет с живым ребенком к людям. Трудные испытания переносит ребенок, и после родов. Постоянным местом пребывания ребенка становилась берестяная люлька, привязываемая к седлу. Ребенок, полусидя проводил в люльке при постоянных перекочевках всю младенческую часть жизни. Когда шел процесс познания жизни и природы, взаимопроникновение и взаимовлияние живого разумного существа и окружающей его суровой сибирской флоры и фауны, жизнь младенца была не простой и в последующие годы. Многие нынешние понятия, как «закаливание», «туризм», «выживание в экстремальных условиях» были для него обычными элементами образа жизни. Эвенки на протяжении многих веков вырабатывали необходимые таежному охотнику физические качества посредством незамысловатых упражнений и тренировок. Среди важных свойств охотника-эвенка была его способность совершать длительные пешие переходы по таежным тропам. Эта способность приобреталась с детства, когда ребенок самостоятельно шел за аргишем (караван оленей при перекочевках) на новое стойбище и когда он впервые выходил с отцом на охоту. С этих же времен, и даже несколько раньше, дети учились быстро бегать. Нужна была ловкость, быстрота, реакция ― эти качества формировались по требованию жизни и становились уже чертой народа. Охота на зверей обуславливала необходимость уметь метко, сильно и быстро стрелять из лука, что давалось, безусловно, многократными тренировками. И этим же путем вырабатывалось у эвенков-охотников умение впоследствии метко стрелять в зверя из огнестрельного оружия. Мы можем отметить и еще один важный фактор, заставляющий эвенка-охотника обязательно быть метким, ― боязнь остаться без добычи, а значит, без пищи. Самым трудным из приобретаемых физических качеств у эвенков было умение быстро и точно набросить аркан на рога оленя [2].
Таким образом, исходя из условий жизни и традиционной хозяйственной деятельности, у эвенков зародились такие виды физических упражнений, как стрельба из лука, борьба, метание аркана, прыжки через нарты, ходьба на лыжах, гонки на оленях, которые имеют большое значение и в современной жизни. Со сближением с дикой природой и в значительной мере завися от нее, занимая определенную экологическую нишу, эвенки находили свое пропитание только в тайге.
Охотники, овладевшие луком, превратили стрельбу в настоящее искусство. В точности попадания в цель из лука могут свидетельствовать данные, исследователя Сибири Р. Маака (1825–1886). Полностью изучив Вилюйский округ, он рассказывает о встрече на реке Мурожной в бассейне реки Ангары с тунгусом, показавшим ему свое уменье пользоваться луком. Тунгус брал две стрелы, одну из них пускал на воздух как можно выше, чтобы она едва была видна. Потом быстро схватывал другую и стремился попасть в падающую первую стрелу. Их 10 выстрелов, — отмечает путешественник, он действительно попадал в (цель) от семи до восьми раз [6]. Иркутский писатель Г. Ф. Кунгуров, эвенк по национальности, в своей книге описывает ценность и значимость лука в жизни эвенков. «Род Катагиров известен всей тайге, как род лучших охотников и стрелков. Деревянные луки, сделанные ими, славились, на всю тайгу и тундру, от великой реки Енисей до Лены, от Ангары до самого Ледовитого Океана. За такой деревянный лук не жалеют люди от тридцати оленей да и в придачу дают десять золотистых лисиц. Из такого лука со стрелой с костяным наконечником насквозь пробивали оленя. Для охоты использовались разные стрелы, были разящие насмерть лося, медведя. Имелись и другие стрелы: стрела-певунья, ястреб-стрела, свистун-стрела» [5].
Способностями в меткой стрельбе из лука обладали и сибирские женщины. Как отмечают исследователи Сибири И. И. Идес (1657-1708) и А. Бранд: «Молодые тунгуски не уступают мужчинам в верховой езде и стрельбе из лука». Для поддержания и развития навыков стрельбы из лука у эвенков существовали в определенное время года традиционные праздники. Обязательной частью этих праздников были игры, включающие стрельбу из лука, борьбу, перетягивание «маута» (веревки). Это были как бы военные маневры, с помощью которых каждый род демонстрировал свои силы и соответственно тому ― степень влияния в родовом союзе. Юношей обучали владеть луком разнообразно: полагалось стрелять в падении, в развороте, на бегу, даже на плаву. Надо учитывать, что боевой лук весил по полтора ― два пуда, а сила натяжения его была не меньше сотни килограммов (один этнограф отметил, что он мог натянуть лук, лишь взявшись за тетиву обеими руками и упираясь в дугу ногой, а аборигены натягивали его двумя пальцами).
Одним из неотъемлемых частей физического воспитания древних людей являлось закаливание организма. О важности и значимости закаливания свидетельствуют этнографические данные эвенков. Немецкий исследователь И.Г. Георги (1729–1802), пишет: «Закаленны, выносливы, во время самых жесточайших морозов тунгусы не чувствительны к переменам погоды». Отмечал, что кочевники самой суровой области Сибири — северной части Якутии — «здоровы и достигают глубокой старости». Одним из высоких способностей к холоду эвенков народоволец В. И. Иохельсон, (1855–1937) изучая жизнь и быт тунгусов, писал: «По целым дням, даже во время жестоких морозов, он может обойтись без пищи, сохраняя при этом энергию и бодрость».
Использование закаливания осуществлялось с самого рождения ребенка. Одним из факторов влияния на здоровье ребенка играла двигательная активность матери. От здоровья и физических способностей матери зависела жизнь ребенка. Закаливание детей начиналось в утробе матери: в эмбриональном, предродовом и родовом периодах. Несмотря на зимнюю стужу, по эвенкийским обычаям женщины рожали детей в отдельном чуме.
По поводу закаливания детей эвенков академик А. Ф. Миддендорф пишет: «Мне пришлось видеть, как при самой сильной стуже в шалаше, сквозившем как решето, брали из люльки голого ребенка, чтобы согреть его перед огнем». Один из рассказов о способах закаливания и невосприимчивости к холоду встречаем в книге В. А. Туголукова. «Аргиш (обоз) идет по тайге. Мороз.
Скрипит снег. Клубится пар от дыхания оленей и людей. Но вот все начинают кричать по цепочке и эвенк останавливается. Что случилось? Заплакал новорожденный. Мать его успокаивает, но он плачет. Но он явно обделался.
Мать вынимает его из люльки и обтирает снегом. Ребенок умолкает, и обоз трогается в путь». Эти примеры наводят на мысль, что и в современной жизни нужно использовать традиционные способы закаливания [3].
Этнограф В. Л. Серошевский пишет: «Северные тунгусы слывут искони как народ охотничий, подвижный и воинственный; охота и рыбная ловля, главные их занятия. Жизнь полная опасностей и риска развила в них многие положительные качества. Как все воинствующие народы, они высоко ценят физическую силу, ловкость и отвагу; любят борьбу, состязания и танцы. Тунгус может стрелять на ходу, на лыжах, лодке, верхом на олене, стоя, лежа, прыгая… и попадать в цель». Мы думаем, что каждый воин должен быть обучен всем премудростям боевого искусства. Тихо подкрасться к вражескому лагерю так, что травинка не шелохнется, снять в этом лагере караульного, умение выследить чужака по позавчерашнему следу, обладать умениями и навыками ходьбе на лыжах, стрельбе из лука, чтобы самому не погибнуть [6].
Таежный образ жизни и соответствующая ему деятельность и пища сформировали у эвенков своеобразную физиологию функционирования организма, способную нормально существовать в привычном для него режиме. Роль появления в тайге купеческого и промышленного люда, несшего сибирским аборигенам негатив цивилизации (спирт и табак, инфекционные болезни и др.) нарушило веками сложившийся ритм их жизни и функции организма. Как показала практика, этот процесс стал впоследствии необратимым и привел некоторые северные народы к опасной черте физического вырождения.
Исторический опыт показал, что эти народы на протяжении веков умели и умеют выживать в экстремальных условиях. Опыт этот надо изучать, анализировать и, творчески переработав, применять в сегодняшней практике физического воспитания.
Литературы
-
1. Анисимов А. Ф. Родовое общество эвенков. Л., 1936. С.49.
-
2. Алексеев М. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. Иркутск, 1941. 609 с.
-
3. Беликов В. В. Эвенки Бурятии: история и современность. ― Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1994. - 175 с.
-
4. Васильева М. С. Этническая педагогика бурят. ― Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 134 с.
-
5. Кунгуров Г. Ф. Историческая повесть «Артамошка Лузин». – Иркутск: Вост-Сиб. изд-во, 1979. С. 66.
-
6. Маак Р. Описание Вилюйского округа. 1887. Ч. III. С. 169.
-
7. Михайлов В. А. Оружие и доспехи бурят. ― Улан-Удэ: Сибирь, 1993. - 83 с. ил.
-
8. Кочнев В. П. Национальные виды спорта Якутской АССР. ― Якутск, 1980. - 103 с.
Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна , кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры, спорта и туризма Бурятского гос-университета.
Р. т. 8(301-2)-216989
Gombozhapova Handa-Tsyiren D., candidate of pedagogical sciences, professor of ка-федры of P.E of faculty of physical culture, sport and tourism of Бурятско-го of госуниверситета.
Fomin Vladimir A., candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of физического education of faculty of physical culture, sport and tourism of Бурятского госуни-верситета.
Список литературы Природный потенциал детей эвенков для занятий физической культурой
- Анисимов А.Ф. Родовое общество эвенков. Л., 1936. С.49.
- Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. Иркутск, 1941. 609 с.
- Беликов В.В. Эвенки Бурятии: история и современность. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1994. - 175 с.
- Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 134 с.
- Кунгуров Г.Ф. Историческая повесть «Артамошка Лузин». - Иркутск: Вост-Сиб. изд-во, 1979. С. 66.
- Маак Р. Описание Вилюйского округа. 1887. Ч. III. С. 169.
- Михайлов В.А. Оружие и доспехи бурят. - Улан-Удэ: Сибирь, 1993. - 83 с.
- Кочнев В.П. Национальные виды спорта Якутской АССР. - Якутск, 1980. - 103 с.