Проблема имперсональности авторства в музыкальной культуре Древней Руси

Бесплатный доступ

Русская музыка с древнейших ее образцов и вплоть до XVII века остается малоизученной областью в истории искусства. Однако, истоки и архетипы национальной музыкальной культуры, особая природа взаимоотношения слова и музыки, жанровая система, формируются во взаимосвязи церковной музыки и народного творчества в эпоху Древней Руси. Содержание данной публикации посвящено анализу концепции личности и проблемы имперсональности авторства в музыкальной культуре указанного периода. Профессиональная музыка, как и живопись, зарождалась в Древней Руси внутри храмового синтеза искусств, и была представлена сводом богослужебного пения - знаменным распевом. С момента крещения и до XVII в. русская культура регламентировалась христианским каноном, диктующим духовно-нравственные и ценностные ориентиры, нормы поведения и весь жизненный уклад человека. В христианстве жизнь человека рассматривается как преддверие к жизни истинной - вечной, а в трактовке человека изначально заложено противоречие: с одной стороны человек - венец Творения, с другой - раб Божий. Подобное понимание жизни «тварной» нивелирует понятие личности, «стирает» ее индивидуальность. В центре канонического искусства лики и жития святых - на иконах и фресках в живописи, в основе литературных произведений, в текстах монодий знаменного распева. Средневековая культура как культура канонического типа основана на установках на типичность, всеобщность, отказ от индивидуального в пользу общественного. «Единогласие» знаменного распева символизировало идею соборности - духовной потребности в коллективном сосуществовании. Монотембровость хора исключала возможность проявления индивидуального начала. Неприятие инструментальной музыки в русской церкви объясняется аскетической природой православия, поиском духовной правды. Художественное творчество в эту эпоху трактуется как эманация Бога, как «дар Божий», поэтому музыка, как и все виды искусств Древней Руси, «не помнит» своих авторов, имеет имперсональный характер.

Еще

Искусство древней руси, история русской музыки, богослужебная музыка, знаменный распев, концепция личности и проблема авторства в музыке

Короткий адрес: https://sciup.org/148102520

ID: 148102520

Список литературы Проблема имперсональности авторства в музыкальной культуре Древней Руси

  • Рапацкая, Л.А. Четвертая мудрость. О музыке в культуре Древней Руси. М., Музыка, 1997. 202 с.
  • Горский, А.А. Русское Средневековье. М., Астрель, 2014: https://coollib.net/b/333922
  • Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. М., Искусство, 1984. 350 с.
  • Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984. 151 с.
  • Флоренский, П.А. Иконостас//Богословские труды. Т.9, М., 1972. Изд-во Московской патриархии: http://www.btrudy.ru/archive/bt_9.html
  • Зеньковский, В.В. История русской философии. М., Париж, 1999. Т.1: http://otechnik.narod.ru/zenk1.html
  • Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., Советский художник, 1984. 405 с
  • Клюев, А.С. О личности в музыке//Общество. Среда. Развитие. СПб., 2015. № 2. С. 57-61.
  • Евдокимова, Ю.К., Симакова, Н.А. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. М., Музыка, 1982. 253 с.
  • Протопопов. В.В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., Музыка, 1989. Цит. по: http://www.canto.ru/index.php?menu=public&id=medieval.17cent_01
Другой