Проблема канона в современном православном искусстве США на примере деятельности мастерской Г. Кордиса

Автор: Левченко Ярослав Юрьевич

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 1-1 т.8, 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена специфике преломления канона в монументальных росписях православных храмов на территории США и других зарубежных стран. Бытование канона в православном искусстве XXI века изучается с точки зрения проблемы взаимодействия новаторства и традиции в теоретическом и практическом аспекте. На примере мнений, высказанных различными исследователями, и конкретных образцов деятельности иконописной мастерской Георгиоса Кордиса рассматриваются подходы к канону, практикующиеся у современных художников-иконописцев. Помимо этого, выделяются основопричны обращения мастеров современного церковного искусства к каноническим формам. Определяются задачи и цели, которые могут возникнуть перед мастером при работе по созданию предметов церковного искусства. Отмечаются причины обращения в начале XXI века к основополагающим приемам организации фрескового ансамбля, принятым в памятниках средневекового византийского церковного искусства. Изучаются источники, к которым обращается Кордис и руководимая им бригада художников. Подчеркивается, что выбор этого источника обусловлен достигнутой в византийском монументальном искусстве отточенностью и завершенностью пластического языка. C другой стороны, раскрывается ярко выраженное проявление индивидуальности руководителя бригады иконописцев, определяющего выбор стилистического источника, а также характер интерпретации канона в той или иной фреске. Анализируется церковное искусство стран, доминирующая роль в которых принадлежит таким отвлетв-лениям христианства как католицизм и протестантизм, а также проводятся аналоги с православным церковным искусством России. Более того, уделяется внимание проблеме авторства в православном церковном искусстве. Приводятся точки зрения церковно служителей по этой проблематике.

Еще

Православные храмы, канон, монументальная живопись, фрески, церковное искусство, иконография, иконописная мастерская

Короткий адрес: https://sciup.org/14951099

IDR: 14951099   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-87-92

Список литературы Проблема канона в современном православном искусстве США на примере деятельности мастерской Г. Кордиса

  • Архимандрит Александр (А.Н. Федоров) К вопросу о границах канона в зодчестве и изобразительном искусстве Церкви//Проблемы развития отечественного искусства. Научные труды. -Вып. 32. -Январь/март 2015 г. -СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 2015.
  • Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. -М.: Художественно-педагогическое издательство, 2010.
  • Зинон, архимандрит. Икона в литургическом возрождении//Памятники Отечества. -М., 1992.
  • История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века. -М.: АРТ-БМБ, 2002.
  • Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний период. -СПб.: Азбука-классика, 2004.
  • Георгиос Кордис: Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни -URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/36409.htm (дата обращения: 04.08.2015).
  • Флоренский П.А. Иконостас. -М.: Искусство, 1994.
  • Языкова И. Со-творение образа. Богословие иконы. -М.: Издательство ББИ, 2012.
Статья научная