Программно-целевой подход как ведущая научная концепция формирования личности в системе непрерывного социально-культурного образования

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14488669

IDR: 14488669

Текст краткого сообщения Программно-целевой подход как ведущая научная концепция формирования личности в системе непрерывного социально-культурного образования

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

КАК ВЕДУЩАЯ НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глобальные изменения в мире привели к реформам в системе российского образования. Это выражается в переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов, формировании новых образовательных стандартов, расширении самостоятельности вузов, разработке и реализации образовательных технологий. «Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития. В России в качестве таких уровней утвердились: среднее, среднее профессиональное и высшее образование. Сейчас постепенно вводятся новые уровни высшего образования: бакалавриат и магистратура» [6, с. 9].

Современная ситуация в отечественном образовании характеризуется интеграцией в мировое образовательное пространство. Отсюда изменяются цели и ценностные ориентиры образования, происходят поиски новых парадигм, научных подходов, научных концепций.

Программа преобразований осуществляется в основном на основе концепции потребительского рынка образовательных услуг, что создает целую совокупность актуальных педагогических и социальнокультурных проблем. Это такие проблемы, как конкурсное размещение госзаказа на подготовку специалистов и ресурсов для рынка труда, альтернативная система финансирования с участием потребителей образовательных услуг, адресная социальная поддержка обучаемых через займы и субсидии в сочетании с государственными именными финансовыми обязательствами, модернизация образования, структурирование системы непрерывного образования и, наконец, обеспечение сферы образования новой теорией и практикой всей системы образования в связи с коренными изменениями в системе общественных отношений.

Почти полвека цивилизация совершает переход от научно-технической парадигмы развития к гуманитарной, от технократической образовательной модели к гуманистической. Современная ситуация в мировом и российском образовании во многом сходна и отражает реалии перехода к постиндустриальному обществу, в том числе и с точки зрения отказа от доминирования технократической образовательной парадигмы. Технократический подход к образованию и культивирование задач подготовки узкого специалиста ведут к деформации таких важнейших задач образования, как духовная независимость личности, ее способность к критическому усвоению информации, ответственному поведению в окружающем мире.

Государственная политика в разработке стратегии развития на этапе модернизации высшего образования формируется исходя из представления о нем не только как о производителе образовательных или иных услуг, высшая школа рассматривается как творческая среда, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве духовных ценностей, создании материальных благ, наращивании человеческого капитала. Потенциал российской высшей школы позволил ей выстоять в трудное время реформ 90-х годов прошлого века и перейти от кризисного состояния «выживания» к этапу конструктивной модернизации. В декабре 2004 года Правительством Российской Федерации утверждены Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, в которых центральное место занимает «развитие современной системы непрерывного профессионального образования». Основываясь на постулате о неполноте первичного образования, рассматриваемого как база обучения умению учиться, подлежащая постоянному возобновлению, непрерывное образование для всех становится одним из основных способов совершенствования личности и развития общества.

Непрерывное образование рассматривается нами как одно из условий развития личности, понимаемое и как способность к изменениям, к автономии, и как средство обеспечения, обмена знаниями и их распространения. Постоянное движение в сфере занятости и профессий определяет необходимость нескольких раз на протяжении жизни менять профессию, следовательно, на непрерывное образование возлагается функция развивать способности каждой личности, ее готовность к смене специальности и к адаптации к социальным и экономическим изменениям. Профессиональное развитие личности в течение всей жизни обеспечивает возможность приобретать качественную работу, получать профессиональное удовлетворение, что определяет приоритет экономических и профессиональных целей образования. Проблемы развития личности отодвигаются на второй план и рассматриваются как дополнение.

Однако непрерывное образование выходит за рамки рабочего времени и происходит до, во время и после окончания периода трудовой активности личности. Непрерывное образование – это возможность образования разных людей в разные периоды жизни в целях их личного, культурного и социального развития.

Непрерывное образование, или образование на протяжении всей жизни, предполагает преобразование, перераспределение и новую гармонизацию личного и общественного времени. Образование создает условия для развития личности и, одновременно, является способом социальной интеграции, повышения социокультурного статуса населения страны.

В настоящее время идет трудный процесс преобразований во всех ступенях образования в соответствии с изменяющимися условиями. Интенсивно создаются новые образовательные структуры, разрабатывается законодательство, реализуются практические проекты. Усилилась тенденция сведения ценности образования к «инструменту» достижения жизненного успеха и властных позиций и вместе с тем обесценивания культурного богатства личности, которое порой не имеет прямого практического приложения и не исчисляется в терминах прибыли.

Возрастает значение культурно регулирующих и социально ориентирующих функций непрерывного образования. По сути, непрерывное образование представляет собой новый тип организации образования, обеспечивающего индивидуальные траектории развития личности в течение всей жизни. При этом личность предстает главным субъектом образовательных процессов в реализации одной из основных функций образования – трансляции культуры и ее норм в постоянно изменяющихся исторических ситуациях.

Особую значимость в связи с этим приобретает социально-культурное образование, которое дает возможность реализовать потребность личности в социальной идентификации, развитии индивидуальности, культурном обогащении, творчестве.

В современных условиях, когда ценностные предпочтения стали определяющими, роль и значение социокультурного образования коренным образом изменяются: особой миссией наделяются специалисты, способные обеспечить стратегический процесс формирования личности и развития культуры общества, реанимировать нравственные и общечеловеческие ценности. В этом совпадают интересы прямых «потребителей» образования – человека, общества, государства, где интересы отдельной личности в непрерывном социально-культурном образовании воплощаются в том, что формирование личности становится государственным делом. Личность, непрерывно осуществляя образование, получает возможность для полноценной самореализации, для определения собственной позиции в жизни, для становления индивидуальности. В процессе непрерывного образования личность как субъект деятельности реализует способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые; принимать и понимать задачи, установки деятельности на всех этапах ее осуществления; определяется в нравственном выборе в сложных ситуациях, обосновывает выбор внутри своего «Я». Анализируя интересы общества, можно утверждать, что они сфокусированы на реализации принципов гуманизма, демократии и толерантности в образовании, именно тех, которые, непосредственно или опосредовано, влияют на формирование личности. Интересы государства неизменны в том, что касается сохранения светского характера образования, придания ему целостности и системности. Пересечение интересов личности, об- щества и государства могут быть рассмотрены как теоретический базис, на основе которого можно выстраивать соответствующие программно-целевые подходы к формированию личности в процессе непрерывного социально-культурного образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта являются прерогативой властных институтов на всех уровнях управления, именно через долгосрочные целевые программы обеспечивается проведение в стране единой государственной политики в области непрерывного образования и развития личности. В условиях смены государственно-политического и социально-экономического устройства, становления общества и экономики знаний принципиально новое содержание приобрела проблема инструментов, методов и технологий воздействия государства на процессы общественного развития.

Вместе с тем стратегические государственные решения будут проводиться в жизнь, будут эффективными в социальном и экономическом отношении в том случае, если будут строиться на максимально научной основе, опираться на достоверные прогнозы и оценки. Одним из действенных инструментов государственного управления, позволяющих влиять на различные сферы общественной жизни, являются целевые программы.

В нашей стране использование целевых программ имеет богатую историю и охватывает почти все сферы общественной деятельности. В 1980-е годы они применялись наиболее интенсивно. Эти программы разрабатывались в основном программно-целевым методом, при котором предусматривалось разделение проблемы на составляющие части (задачи), выявление непротиворечивости этих частей и их взаимная увязка, установление приоритетов, выделение ведущего звена в совокупности задач, определение ограничений данного процесса и условий комплексного их решения [7, c. 65]. Следует выделить в процессе разработки следующие циклы: определение целей, разработка мероприятий, обеспечение программных мероприятий ресурсами, установление исполнителей, оценка полезного результата. В литературе приводится множество определений, классификаций, а также схем разработки целевых программ.

В настоящее время под целевой программой понимается комплекс научно-исследовательских, экспериментальных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации [3, c. 31–51]. Из циклов разработки целевых программ определяются разделы:

  • 1)    содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

  • 2)    основные цели и задачи;

  • 3)    сроки и этапы реализации;

  • 4)    система программных мероприятий;

  • 5)    ресурсное обеспечение программы;

  • 6)    механизм реализации программы;

  • 7)    организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;

  • 8)    оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы [2, c. 17–18].

По существу, прежний и современный научные подходы к разработке целевых программ отличаются только терминологически, однако ряд исследователей считает, что существуют нерешенные проблемы определения целей (задач) и разработки мероприятий (систем мероприятий) для их достижения. Предлагаются разные подходы к решению данной проблемы. Например, Б.А. Райзенберг, Е.П. Голубков и Л.С. Пекарский указывают, что «главная цель конкретизируется от качественного ориентира к количественным уровням. Система целей и задач должна быть представлена в виде развернутой совокупности, ранжированной по уровням и по значимости. Необходимо, чтобы цели программы были объединены в совокупность, обладающую свойствами полноты (учет всех целей, вытекающих из главной) и упорядоченности» [7]. Методологическая корректность изложенного подхода очевидна, но практическая реализация затруднительна из-за определения методов управления.

Несколько иной подход к целевому программированию предлагает А.М. Жандаров, который считает, что на первом этапе необходимо проводить декомпозицию посредством формулировки обобщающей проблемы или путем задания генеральной цели рассматриваемой системы. Для полученного набора элементов важно определить набор отношений и провести цикл измерений (парных сравнений). Затем строится структурная модель решаемой проблемы на основе анализа множества элементов системы (целей, программных мероприятий). Апробация данного подхода проводилась на конкретных целевых программах различных уровней (как отраслевого, так и отдельного предприятия). Значит, с общепринятой точки зрения содержание программы определяет ее конкретные параметры: действия, задачи, сроки, подбор исполнителей, ресурсы, источниковую базу и т.п. При разработке программ используется конкретная, точная, детальная проработка цели, определяется, какие нормы и нормативы, статистические данные, рациональные методы разработки следует применить. Здесь надо учитывать необходимость и обоснованность постановки таких целей, которые можно измерить количественно. Без выполнения этого последнего условия программа не может быть обоснованной. И. Ансофф, к примеру, отмечает, что «в условиях определенности и частичного риска эффективно действуют рабочие процедуры и программы, в условиях риска и неопределенности – различные виды политик, в условиях неполноты информации – стратегии» [1]. Особенно эффективно использование программно-целевых подходов в социально-культурной сфере, так как оно помогает системно перераспределить ресурсы на основе заранее определенных и четко сформулированных целей, критериев, возможных форм и направлений использования данных ресурсов и ответственных за решение этой проблемы. В отличие от других научных подходов, целевое программирование позволяет четко определить проблему, наметить сроки ее решения, определить адресата получения ресурсов. Все составляющие: “цели – ресурсы – мероприятия – сроки – результат” должны быть взаимосвязаны. Разработка и реализация программ позволяют в полной мере использовать не только финансовые, но и иные виды ресурсов, в том числе организационные, представляющие собой систему мероприятий и форм их контроля.

В первом десятилетии существования суверенного Российского государства в стране накоплен определенный опыт фор- мирования целевых долгосрочных программ в сфере культуры. Рассматривая культуру как основу демократического общества, что отражено в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», государство регламентировало свое вмешательство в культурную деятельность, обязалось обеспечить условия общедоступности культурных услуг через систему финансирования и другие регуляторы. Интересно заметить, что «программный подход – характерная черта современного менеджмента. Дополняя разработку отраслевых и территориальных планов, он задает планированию “третье измерение”, позволяя координировать усилия различных партнеров и соисполнителей вне зависимости от их ведомственной принадлежности и места расположения» [7, c. 65].

Программа чаще всего интегрирует силы, средства, структуры. Технологии создания и обеспечения реализации программ требуют отражения в них следующих составляющих:

  • –    проблемы, вызывающей необходимость составления программ;

  • –    концепции (идеи) ее решения;

  • –    цели, т.е. представления о желаемом результате программы;

  • –    методов достижения целей;

  • –    содержания, т.е. перечня конкретных мероприятий (работ) и сроков их выполнения;

  • –    ресурсного обеспечения программы в виде сметы или баланса.

Программно-целевой подход предполагает следующие алгоритмы работы:

  • 1)    выявление и анализ социокультурных проблем, не решаемых традиционными средствами;

  • 2)    определение стратегии решаемых проблем;

  • 3)    разработка программных систематических операций, действий, направленных на решение этих проблем;

  • 4)    разработка организационно-экономических механизмов реализации данной программы [4].

Даже в тех случаях, когда по тем или иным причинам не удавалось реализовать программные разработки, многие ученые, тем не менее, отмечали несомненную просветительскую значимость программного подхода: отношение самых различных субъектов к текущим проблемам становилось более рефлексивным и рациональным [5, c. 28–52].

Исследование условий реализации программно-целевого подхода к формированию личности в системе непрерывного социально-культурного образования делает необходимым изучение полипро-фессиональной и полипредметной действительности. В этом отношении этапной стала публикация работы Э.А. Орловой «Теоретические основания построения критериев оценки программ (проектов) социокультурного развития» [4], где был предложен принципиально новый подход к оценке эффективности социокультурных программ, а именно – их оценка с позиций социальной эффективности. Последняя, по мнению исследователя, включает в себя учет социальных запросов населения, социальную полезность (особое место здесь принадлежит уменьшению социальной напряженности), культурную значимость, которая фиксируется опять же в социальном аспекте как формирование новых отношений, новых способов социальной организации, минимизацию социальной опасности и т.д.

Таким образом, программно-целевой подход имеет социализирующее значение: обеспечиваются благоприятная предметнопространственная среда, социально-образовательные отношения и связи (формальные и неформальные), передается социально значимая информация (философская, научная, правовая, эстетическая). Реализация программно-целевого подхода конкретизирует и обеспечивает социализацию личности в процессе непрерывного образования, которое становится составляющим образа жизни членов общества. «В качестве структурных составляющих выделяются модусы социокультурной жизнедеятельности людей, т.е. общераспространенные и культурно установленные “поля” самореализации людей как представителей общества и культуры» [5]. Рассматривая социокультурное образование с точки зрения содержания приобретаемых знаний и навыков, можно выделить следующее. В плане личностного развития происходит приобретение определенного уровня в процессе получения базового и дополни-

Список литературы Программно-целевой подход как ведущая научная концепция формирования личности в системе непрерывного социально-культурного образования

  • Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст]/И. Ансофф. -СПб.: Питер, 1999.
  • Глазычсв, В. Л. Методические рекомендации по программированию культурного развития города [Текст]/В. Л. Глазычев//Социальное проектирование в сфере искусства. -М.: НИИ культуры. 1987. -С. 17 IX.
  • Иванова, Е. Л. Программирование в культуре как механизм реализации культурной политики [Текст]/Е. Л. Иванова, Л. П. Каткова//Ориентиры культурной политики. -1994. -№ 3. -С. 31-50.
  • Орлова, Э. А. Теоретические основания построения критериев оценки программ (проектов) социокультурного развития [Текст]/Э. А. Орлова//Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии: информ. сб. -1998. -Вып. 9.
  • Орлова, Э. А. Динамика культуры и процессы социализации [Текст]/Э. А. Орлова//Ориентиры культурной политики. -1999. -№8.
  • Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/под ред. С. А. Смирнова. -4-е изд., испр. -М., 2003.
  • Тульчинский, Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры [Текст]/Г. Л. Тульчинский.-СПб., 1996.
Краткое сообщение