Психологическая безопасность образовательной среды как условие успешности учебной деятельности школьников

Автор: Кирякова К. М.

Журнал: Вестник Прикамского социального института.

Рубрика: Психология и педагогика

Статья в выпуске: 1 (91), 2022 года.

Бесплатный доступ

На основе теоретического анализа в статье рассматривается определение понятия «образовательная среда». Большое внимание автор уделяет особенностям межличностных отношений и общения учителя с учеником как основе психологической безопасности образовательной среды. Автор также описывает опыт обучения педагогов Пермского края эффективной профессиональной коммуникации в рамках курсовой подготовки «Мотивированный педагог – мотивированный обучающийся», организованной на базе центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

Образовательная среда, психологическая образовательная среда, диалогическое общение, успешность учебной деятельности

Короткий адрес: https://sciup.org/14126484

IDR: 14126484

Текст научной статьи Психологическая безопасность образовательной среды как условие успешности учебной деятельности школьников

В современном мире очень остро стоит вопрос о качестве образования. Учебная успешность школьников – одна из важнейших проблем образования. При положительном психологическом настрое на обучение результат учебной деятельности будет эффективным. Для воплощения в реальную жизнь, по мнению Е. С. Усковой, учебной успешности, необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, психологический характер личности, способности, таланты, интересы и потребности в образовательном процессе, особенно важную роль в реализации образовательных процессов играет психологическая безопасность образовательной среды образовательной организации [1, с. 121].

Обратимся к понятию «образовательная среда».

По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда – «это система условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [2, с. 6]. Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения.

Образовательная среда, по определению И. А. Баевой, это «психологопедагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, при этом ее психологической сущностью является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса» [3, с. 48].

В понимании В. В. Рубцова « образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется:

  • а)    взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми;

  • б)    такими важнейшими процессами, как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия (то есть отношение к своему собственному опыту внутри данной общности);

  • в)    таким важнейшим историко-культурным компонентом, который определяет, откуда это взялось, как оно “двигается” (ибо, может быть, этого никогда не было…)» [4, с. 371].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательная среда связана с областью коммуникации и взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, между учителем и учеником.

Как отмечает И. А. Баева, «общение участников учебно-воспитательного процесса, присутствующие в образовательной среде социально организованные психологопедагогические условия и возможности его реализации “порождают” психологическую безопасность образовательной среды школы» [3, с. 64]. Именно субъект-субъектный тип взаимосвязи лежит в основе психологически безопасной образовательной среды.

Т. А. Офицерова также одним из основных показателей психологической безопасности образовательной среды считает качество межличностных отношений [5, с. 203].

К сожалению, наблюдения за деятельностью учителей показывают, что ими используются закрепившиеся в школе стихийные, заимствованные способы общения с детьми. По мнению И. А. Баевой, одним из негативных последствий такого заимствования является «полоса отчуждения», то есть возникновение напряжения между учителем и воспитанником, неспособность учителя контролировать свои действия, поступки, оценки, отношения в ходе обучения в интересах действительно позитивного воспитания ученика [3, с. 74]. Всё это приводит к тому, что дети плохо адаптируются к учебной деятельности, пребывание в школе для них становится в тягость, повышается тревожность, снижается самооценка и интеллектуальная активность, что, в свою очередь, сказывается на успеваемости обучающихся.

Потребность в безопасности, подчеркивает Д. Х. Гурьева, доминирует в напряженных ситуациях, побуждая человека направлять все силы на борьбу с угрозой, а вовсе не на обучение и развитие [6, с. 60].

Нарушенная психологическая безопасность чаще всего приводит к отрицательной мотивации к обучению и повышению неуверенности в себе у обучающихся. Наоборот, создание безопасной и благоприятной среды даже для дезадаптированного школьника, по мнению О. Е. Шаповаловой, способствует восстановлению психологического баланса, улучшению самочувствия, что благоприятно влияет на учебную деятельность и мотивацию к обучению в школе [7, с. 23]. Эти данные подтверждаются исследованием Е. С. Усковой, в результате которого было обнаружено, что при наличии психологически безопасной образовательной среды прослеживается достаточно высокий уровень учебной деятельности [1, с. 123].

Поэтому необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где бы личность востребовалась и свободно функционировала, где бы все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей.

Диалогическое общение может выступать одной из технологий создания психологической безопасности. Содержанием этого взаимодействия, по мнению И. А. Баевой, является обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, создание наилучших условий для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, в которой учитель является активатором педагогического процесса [3, с. 69]. Автор отмечает, что большинство отечественных исследователей, говоря о структуре межличностного общения, выделяют в ней три компонента: поведенческий (поведенческие стратегии, совокупность вербальных и невербальных средств общения), аффективный (особенности эмоциональной сферы, характер самооценки) и когнитивный (особенности перцептивной сферы, характер познавательных тактик, особенности переработки когнитивной информации).

Исследование Т. А. Шаляпиной показало, что, чтобы ребенок почувствовал интерес к учебе и обучение было успешным, учитель должен обладать следующими качествами:

  • 1.    Эмпатия (понимание, принятие, уважение и доверие к себе, чувствительность к другим людям, обладает интуицией, восприимчивостью).

  • 2.    Стремление к самоактуализации (может творить, организовывать, выдумывать, гибкий, легко воспринимает новые идеи, стремится к обобщению и интеграции, имеет высокие потребности в самообразовании и достижениях).

  • 3.    Способность учителя к рефлексии (умеет осознавать, отслеживать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности в совокупности личностных и профессиональных ее проявлений) [3, с. 77].

Понимая значимость диалогического общения и создания психологически безопасной среды на уроке для успешной учебной деятельности, разработчики программы курсов повышения квалификации «Мотивированный педагог – мотивированный обучающийся», проводимых центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития образования Пермского края, включили в нее модуль «Эффективная профессиональная коммуникация – ключ к ученику».

В рамках данного модуля педагоги Пермского края знакомятся с условиями, необходимыми для осуществления эффективной коммуникации с обучающимися: создание доверительной атмосферы для обучения, учет восприятия собеседника, использование активного слушания, «Я-сообщения» в общении и др.

Схема «Я-сообщения» («Я-высказывания») имеет следующую структуру, представленную С. В. Кривцовой и Е. А. Махуматулиной:

  • 1.    Описание ситуации, вызвавшей напряжение

  • 2.    Точное называние своего чувства в этой ситуации

  • 3.    Называние причин

Когда я вижу, что ты...

Когда я слышу...

Когда я сталкиваюсь с тем, что...

Я чувствую... (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т. д.)

Я не знаю, как реагировать...

У меня возникает проблема…

Потому, что...

В связи с тем, что... [8, с. 87].

Р. и Дж. Байярд считают, что сразу же после выраженных чувств необходимо высказать пожелание о тех действиях ребенка, которые вас устраивают. Мы разделяем это мнение и вводим данный пункт в схему «Я-высказывания». И, таким образом, мы с педагогами строим общение с использованием «Я-сообщения» по схеме, представленной на рисунке.

Рис. Схема «Я-сообщения»

Для отработки навыка формулирования «Я-сообщения» педагоги разрабатывают свои варианты в разных проблемных ситуациях. Например, «ученик сдает тетрадь вам на проверку. Вы ее открываете и видите, что не выполнено ни одного задания». Или «один из учеников стучит линейкой по парте, мешая вам вести урок». Отмечу, что педагоги творчески подходят к созданию «Я-сообщения» и у них появляются разнообразные варианты, некоторые из которых представлены ниже.

– «Я очень расстроилась, когда увидела, что ни одного задания не выполнено. Может, это произошло из-за того, что ты что-то пропустил или материал непонятен? Я предлагаю тебе выполнить сначала те задания, в которых тебе всё понятно, а по остальным я постараюсь тебе помочь».

– «Когда я вижу неаккуратно выполненные записи в тетради, меня это расстраивает, ведь я люблю, чтобы было всё красиво и понятно. Непорядок затрудняет работу и мне, и тебе, постарайся делать записи аккуратно и разборчиво».

  • –    «Когда стучат линейкой по парте, я начинаю раздражаться, потому что я объясняю новый материал, а никто не слышит меня. Пожалуйста, перестань стучать линейкой и займись делом».

  • –    «Когда я вижу твои оценки за эту неделю (четверть), то испытываю удивление и недоумение. Мне непонятно, почему оценки ниже, чем у многих других учеников, ведь я

знаю, что ты можешь учиться гораздо лучше, чем сейчас. У тебя есть потенциал. Пожалуйста, подумай, что поможет повысить оценки по предметам и действуй, исправляй. Если нужна моя помощь, обращайся».

  • –    «Я расстраиваюсь, когда опаздывают, потому что у меня ограничено время, а я бы хотела его как можно больше уделить новой теме. Пожалуйста, не опаздывай больше».

  • –    «Когда опаздывают на урок, я испытываю раздражение. Мне тяжело сосредоточиться и продолжить вести урок так, как я уже настроилась. Весь настрой на работу сбивается. Пожалуйста, постарайся не опаздывать на урок».

  • –    «Мне очень трудно объяснять задание, когда кто-то говорит вместе со мной. И я очень расстраиваюсь. Я сейчас закончу и дам вам возможность высказаться, а также отвечу на все ваши вопросы».

Педагоги-практики подтверждают, что использование «Я-сообщений», налаженная коммуникация и позитивные отношения с учениками положительно влияют на их успеваемость.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что важно, чтобы учителя и своим содержанием, и формой привлекали к себе, пробуждали в учащихся творческую активность, формировали в каждом из них, в конечном итоге, положительный эмоциональный настрой, вызывали ощущение психологического комфорта и чувство защищенности, то есть обеспечивали психологическую безопасность образовательной среды, что, в свою очередь, будет способствовать успешности в учебной деятельности.

Список литературы Психологическая безопасность образовательной среды как условие успешности учебной деятельности школьников

  • Ускова Е. С. Взаимосвязь учебной мотивации младших школьников и психологической безопасности образовательной среды // Экстремальная психология: теория и практика: сб. науч. ст. / кол. авторов; под ред. А. В. Кокурина, В. И. Екимовой, Е. А. Орловой. М.: РУСАЙНС, 2017. Ч. I. С. 120–124.
  • Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  • Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: СОЮЗ, 2002. 271 с.
  • Рубцов В. В. Психология в моей жизни [Электронный ресурс] // Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996. С. 367–380. URL: http://psychlib.ru/mgppu/ROs-1996/ROs-3671.htm#$p367 (дата обращения: 12.03.2022).
  • Офицерова Т. А. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. 2017. № 48 (182). С. 202–205.
  • Гурьева Д. Х. Теоретическое обоснование психологической безопасности образовательной среды // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3 (23). С. 57–62.
  • Шаповалова О. Е. Изучение отношения младших школьников к обучению // Начальная школа. 2010. № 1. С. 22–28.
  • Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. М.: Генезис, 2004. 183 с.
Еще
Статья научная