Региональные особенности некоторых традиций и обычаев в современном исламе

Автор: Бареев Максим Юрьевич, Агишев Руслан Ряфатевич

Журнал: Регионология @regionsar

Рубрика: Социальная структура, социальные институты и процессы

Статья в выпуске: 2 (111) т.28, 2020 года.

Бесплатный доступ

Введение. Актуальность поднимаемых вопросов обусловлена противоречивым характером эволюции религиозных и псевдорелигиозных обрядов мусульман, а также неоднозначным к ним отношением со стороны мусульманской уммы региона. Цель статьи - на основе выполненного исследования изучить региональные особенности проведения мусульманами Республики Мордовия некоторых религиозно-этнических культовых практик. Материалы и методы. В качестве материалов использованы данные социологического опроса «Мусульманские традиции и обряды татар региона», проведенного методом полуформализованного интервью (47 чел.), в рамках которого оценивались уровень религиозности, интенсивность религиозности; анализировались содержание и специфика отправляемых обрядов и религиозно-этнических ритуалов, каноничность ритуалов и т. д. Результаты исследования. Проанализированы различные религиозные традиции и обряды, имеющие региональную специфику и соблюдаемые мусульманами на территории Республики Мордовия. К ним относятся: чтение дуа на воду, обряд искят, культ авлия, башкода (обряд, предшествующий бракосочетанию), поминальный обряд по умершим. Анализ религиозных обрядовых практик мусульман Республики Мордовия позволяет констатировать присутствие элементов культурной диффузии в совершении некоторых религиозных практик. Обсуждение и заключение. Внутри региональной мусульманской уммы относительно отправления ряда религиозных обрядов сформировались некоторые разногласия, однако большинство из рассмотренных форм религиозного бытования в сознании людей неотделимы от мусульманской традиции и воспринимаются как часть самобытной мусульманской культуры. Материалы статьи будут полезны органам власти для совершенствования региональной этноконфессиональной политики.

Еще

Ислам, умма, коран, традиция, обряд, синкретизм, культурная диффузия, салафизм, дуа, искят, культ авлия

Короткий адрес: https://sciup.org/147222848

IDR: 147222848   |   DOI: 10.15507/2413-1407.111.028.202002.303-321

Список литературы Региональные особенности некоторых традиций и обычаев в современном исламе

  • Ярлыкапов, А. А. «Народный ислам» и мусульманская молодежь центрального и северо-западного Кавказа / А. А. Ярлыкапов // Этнографическое обозрение. - 2006. - № 2. - С. 59-73. - URL: http://joumal.iea.ras.ru/archive/2000s/2006/ no2/2006_2_Yarlykapov.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
  • Гаязов, Л. Д. Особенности татарского традиционного ислама в постсоветский период / Л. Д. Гаязов // Россия и мусульманский мир. - 2016. -№ 2. - С. 32-41. - URL: http://inion.ru/site/assets/files/4358/2016_rmm_rus_2.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
  • Мухаметшин, Р. М. Ислам в постсоветском Татарстане: обновление и утраты / Р. М. Мухаметшин // Россия и мусульманский мир. - 2007. -№ 12. - С. 20-35. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9569191 (дата обращения: 12.02.2020).
  • Идиатуллов, А. К. Эволюция религиозного синкретизма татар-мишарей Ульяновской области / А. К. Идиатуллов // Вестник Чувашского университета. -2010. - № 1. - С. 35-42. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7evolyutsiya-religioz-nogo-sinkretizma-tatar-misharey-ulyanovskoy-oblasti (дата обращения: 12.02.2020).
  • Агишев, Р. Р. «Народный» ислам в Республике Мордовия: отдельные аспекты религиозного и культурного синкретизма / Р. Р. Агишев. - DOI 10.21779/20778155-2019-10-4-101-108 // Исламоведение. - 2019. - № 4. - C. 101-108. - URL: http://islam.dgu.ru/stat/Islamoved2019-4-8.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
  • Бареев, М. Ю. Ислам в контексте конфессиональной ситуации региона / М. Ю. Бареев // Регионология. - 2007. - № 1. - С. 231-239. - URL: http:// regionsar.ru/sites/default/files/pdf/reg_2007_1.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
  • Мартыненко, А. В. Исламское возрождение в Поволжье в конце ХХ -начале XXI в. (на материалах Татарстана, Мордовии, Чувашии, Марий Эл) / 23 Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М.: Огиз Государственное антирелигиозное издательство, 1938. С. 61. А. В. Мартыненко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 3. - С. 62-70. - URL: https://izvuz_gn.pnzgu. ru/files/izvuz_gn.pnzgu.ru/07(2).pdf (дата обращения: 12.02.2020).
  • Maroney, Е. Religious Syncretism / E. Maroney. - New York, 2006. -222 p. - URL: https://scmpress.hymnsam.co.uk/books/9780334040187/religious-syn-cretism- (дата обращения: 12.02.2020).
  • Stewart, Ch. From Creolization to Syncretism: Climbing the Ritual Ladder / Ch. Stewart // Routledge International Handbook of Diversity Studies / ed. by S. Vertovec. - New York : Routledge, 2015. - Pp. 355-362. - URL: https://www. ucl.ac.uk/anthropology/sites/anthropology/files/From_Creolizaton_to_Syncretism.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
  • Yemellianova, G. M. Kinship, Ethnicity and Religion in Post-Communist Societies: Russia's Autonomous Republic of Kabardino-Balkariya / G. M. Yemellianova. - DOI 10.1177/1468796805049926 // Ethnicities. - 2005. - Vol. 5, issue 1. -Pp. 51-82. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1468796805049926 (дата обращения: 12.02.2020).
  • Werth, P. W. From "Pagan" Muslims to "Baptized" Communists: Religious Conversion and Ethnic Particularity in Russia's Eastern Provinces / P. W. Werth. -DOI 10.1017/S0010417500002917 // Comparative Studies in Society and History. -2000. - Vol. 42, issue 3. - Pp. 497-523. - URL: https://www.cambridge.org/core/ journals/comparative-studies-in-society-and-history/article/from-pagan-muslims-to-bap-tized-communists-religious-conversion-and-ethnic-particularity-in-russias-eastern-prov-inces/CCBD5ABC6B86600CA68EAAEE727E4219 (дата обращения: 12.02.2020).
  • Kuliev, E. Islamic Tradition in the Caucasus: Amidst Traditionalism, Reformism, and Secularism / E. Kuliev // The Caucasus & Globalization. - 2008. - No. 3. -Pp. 112-124. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/islamic-tradition-in-the-cauca-sus-amidst-traditionalism-reformism-and-secularism (дата обращения: 12.02.2020).
  • Миннуллин, И. Р. Исламское возрождение в татарской деревне в советский и постсоветский периоды / И. Р. Миннуллин // Историческая этнология. -2016. - Т. 1, № 1. - С. 116-145. - URL: http://historicalethnology.org/wp-content/ uploads/2017/11/TO-2016-1-116-145.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
  • Сызранов, А. В. Культ мусульманских святых в Астраханском крае / А. В. Сызранов // Этнографическое обозрение. - 2006. - № 2 - С. 127-143. -URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2006/no2/2006_2_Syzranov.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
  • Селезнев, А. Г. Ислам в Сибири: некоторые направления антропологического изучения / А. Г. Селезнев. - DOI 10.31250/2618-8600-2018-2-160-187 // Этнография. - 2018. - № 2. - С. 160-187. - URL: http://etnografia.kunstkamera. ru/en/archive/2018_2/seleznev_a_g_islam_v_sibiri_nekotorye_napravleniya_ antropologicheskogo_izucheniya/ (дата обращения: 12.02.2020).
Еще
Статья научная