Религиозные нарративы в современных этнополитических проектах (на примере "Поморской идеи")

Бесплатный доступ

В статье ставится цель проанализировать особенности обращения к духовному наследию в современных этнополитических процессах. При этом в исследовании показано, что под воздействием глобальных ассимиляционных процессов происходит нивелирование специфических черт национальной культуры, однако категория «этнического» не теряет своей актуальности. Официальные документы фиксируют появление новых национальностей. Рассмотрены причины возникновения новой этнической группы «поморов». Структурная и содержательная специфика этнокультурной идентичности современных поморов исследована с позиций философской антропологии, философии культуры и религиоведения. В исследовании применен междисплинарный подход, использованы методы религиоведческого анализа, этнологии и этнографии, контент-анализа национальных периодических изданий и пабликов социальных сетей. По мнению автора, религиозные мотивы составляют семантическое ядро поморского проекта. Проведен анализ ключевых компонентов духовного миросозерцания современных поморов. Рассмотрены особенности использования христианских и неоязыческих нарративов в картине мира поморов. Исследована динамика сакрализации природы и возникновения экологических утопий на фоне обращения к неоязычеству. Обосновано положение, согласно которому религиозные нарративы поморского проекта отражают динамику религиозной жизни современной России в целом.

Еще

Поморы, поморский этнополитический проект, русский север, православие, неоязычество, сакрализация природы, лабиринты, сейды, гиперборея

Короткий адрес: https://sciup.org/140294819

IDR: 140294819   |   DOI: 10.24411/2541-9587-2018-10013

Список литературы Религиозные нарративы в современных этнополитических проектах (на примере "Поморской идеи")

  • Александров Г., Зайцева И. Природа и природные ресурсы Мурманской области. СПб.: Кольский центр охраны дикой природы, 2007. 280 с.
  • Ляпаева О., Зайцева И., Калинина Л. Терские поморы. СПб.: Кольский центр охраны дикой природы, 2007. 80 с.
  • Матонин В. Н. Маяки и кресты в навигационной системе Русского Поморья как символы перехода и границы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011, №6. С. 122-127.
  • Медведев A. B. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 152 с.
  • Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. 320 с.
  • Платонов Е. В. Почитаемые камни в православной традиции на северо-западе России // Этнографическое обозрение. 2011, 3. С. 131-144.
  • ТопоровВ.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. М.: Гнозис,1995. 875 с.
  • Федеральный закон №82 от 30.04.1999. // Сайт «Мое право». URL: https:// pravo.moe/lgoty-dlya-korennyx-malochislennyx-narodov-severa-v-rossii/ (дата обращения: 03.07.2018).
  • Следы Гипербореи, или откуда началось человечество? // Сайт «Сокровенник». URL: https://sokrovennik.ru/material/sledy-giperborei-ili-otkuda-nachalos-chelovechestvo (дата обращения: 05.03.2018).
  • Создание межплатформенного мультемидийного проекта «Поморский ковчег. Дневник» // Сайт «Президентские гранты». https://президентскиегран-ты. рф/public/application/item?id=9bdc4a64-ae19-4781-8731-4e564e8696dd (дата обращения: 03.07.2018).
  • «Язычество — доминирующая в мире конфессия»: лидер поморов об РПЦ, северном шаманизме и властях Архангельска // Сайт «НД 29. Честный взгляд на жизнь Поморья». URL: http://нд29. рф/?р=59824(дата обращения: 06.03.2018).
  • Яшин В. Б. Иеротопические мотивы и локусные культы в новых религиозных движениях // Омский научный вестник. 2012. № 3. С. 95-99.
  • 13 Яшин В. Б. Иеротопические мотивы и локусные культы в новых религиозных движениях // Омский научный вестник. 2012. № 3. С. 95-99. С. 98.
Еще
Статья научная