Роль женщины в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (на материале писем архимандрита Макария (Глухарева))

Бесплатный доступ

Востребованность женщины в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на современном этапе актуализирует исследование исторического опыта участия женщин в церковной миссии. Цель статьи: изучить роль женщин в работе Алтайской духовной миссии на начальном этапе ее развития. Впервые в статье системно проанализирована деятельность женщин в контексте основных направлений работы Алтайской миссии и охарактеризованы ее результаты. Исследованы социальная работа женщин, их педагогическая, просветительская и катехизаторская деятельность, помощь в научной и издательской работе миссии, содействие в благоустройстве храмов, поддержка миссионеров материальными пожертвованиями. Благодаря трудам женщин в миссии работала больница; получали помощь дети-сироты и бедные жители; были подготовлены переводы библейских книг и издан труд прп. Варсонофия Великого. Автор приходит к выводу о том, что женщины сыграли значительную роль в Алтайской духовной миссии: при участии женщин были заложены основы социальной работы; созданы условия для развития начального образования в регионе; положено начало научной и издательской деятельности миссии. Женщины обеспечивали связь общества с миссией. В целом, благодаря деятельности женщин в Алтайской духовной миссии были сформированы предпосылки для институционализации миссионерского служения женщины в Российской империи в дореформенный период.

Еще

Русская Православная Церковь, Алтайская духовная миссия, XIX век, архимандрит Макарий (Глухарев), женщины, социальная работа, образование, религиозное просвещение

Короткий адрес: https://sciup.org/140313178

IDR: 140313178   |   УДК: 271.2:27-76-055.2(571.15)"18"   |   DOI: 10.47132/2587-8425_2025_2_94

Текст научной статьи Роль женщины в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (на материале писем архимандрита Макария (Глухарева))

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви является неотъемлемой частью истории России, ее социокультурной и духовной жизни. Осуществляя христианское свидетельство, Церковь стремится к преобразованию жизни человека и общества, обогащает и поддерживает культурные, духовные и национальные традиции, укрепляет основы российской государственности. В современных условиях Церковь видит свою миссию «в активизации процессов единения и духовно- нравственного оздоровления» российского социума «посредством свидетельства об Истине»1.

Сегодня миссионерская деятельность Церкви включает разные направления, в реализации которых призваны участвовать не только священно- и церковнослужители, но и миряне. Миссионерское служение мирян признается «необходимым» «в целях распространения миссии во всех сферах жизнедеятельности общества»2.

В сфере миссионерской деятельности мирян Церковь призывает к участию женщин, признавая их «особо важную» роль в православном свидетельстве3. Сегодня женщины востребованы в области социальной диаконии, благотворительности, воспитательно- просветительского служения, в работе с молодежью, с образовательными и научными сообществами, с творческой интеллигенцией. Однако в настоящее время участие женщин в миссионерской практике не имеет широкого распространения.

Для более активного привлечения женщин к миссионерскому служению на современном этапе необходимо изучение исторического опыта участия женщин в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

Важно подчеркнуть, что вопрос участия женщин в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви до сих пор систематически не исследован. Сегодня имеется небольшое количество работ, посвященных изучению деятельности женщин в Алтайской духовной миссии, как «наиболее успешной»4 и «образцовой»5 миссии Русской Православной Церкви дореволюционного периода. В этих работах деятельность женщин рассматривается в аспектах социальной диаконии6, благотворитель-ности7, религиозного просвещения8, церковного искусства9. При этом другие сферы деятельности женщин остаются вне поля зрения ученых. Также в работах не исследуется роль женщин в Алтайской миссии. Между тем, изучение роли женщин в работе Алтайской духовной миссии имеет большое значение для объективной оценки их деятельности, что, в свою очередь, важно для оценки исторического опыта миссионерской деятельности женщин и понимания возможности его применения в современных условиях.

Таким образом, противоречие между недостаточной изученностью роли женщин в Алтайской духовной миссии и необходимостью ее исследования с целью объективной оценки исторического опыта участия женщин в церковной миссии составило проблему исследования.

Главным источником для исследования заявленной темы являются письма архимандрита Макария (Глухарева), изданные в 1905 г. под названием «Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии»10 и под общей редакцией К. В. Харламповича.

Как показал анализ писем, Алтайская духовная миссия была учреждена по Высочайшему повелению 15 декабря 1828 г., 22 мая 1830 г. вышел указ Св. Синода об утверждении состава миссии. Руководителем миссии был назначен архимандрит Макарий (Глухарев) (в миру Михаил Яковлевич Глухарев, 1792–1847), который возглавлял миссию с 1830 г. по 1844 г.

Организация работы миссии проходила в сложных условиях: большой территориальный охват (пространство миссии простиралось на 1000 верст с севера на юг и на 150–700 верст с запада на восток), разное по этническому и вероисповедному составу население (на территории миссии проживало до 40000 коренных жителей («инородцев»))11; отсутствие достаточного материального обеспечения.

Однако эти обстоятельства не помешали архимандриту Макарию в краткие сроки организовать работу миссии в следующих направлениях: формирование церковного образа жизни местного коренного населения; социальная работа; обучение детей и просвещение взрослых; научная и издательская деятельность; благоустройство миссионерских храмов. Выполнение этой работы требовало достаточного кадрового потенциала. Напротив, как показал анализ писем, кадровый состав был малочисленный и неподготовленный к миссионерской службе. В первые годы о. Макарию помогали ссыльные Петр Лисицкий и Иван Савельев; в 1836 г. в миссию вступили ученик Томского уездного училища Михаил Нигрицкий, нижегородский семинарист Стефан Ландышев, ссыльный из дьячков Петр Торбаев, крестьянин Филипп Гилев; в 1837 г. — священники Василий Весский и Алексей Глухарев12. Они сопровождали архимандрита Макария в поездках, помогали решать хозяйственные вопросы. По мере развития миссии ей требовались «благонадежные» сотрудники, имеющие достаточное образование, профессиональные навыки (медицинские, педагогические и др.) и способные работать с разными категориями населения, преимущественно с женщинами и детьми. Анализ писем показал, что количество крещеных женщин не уступало числу крещеных мужчин. Так, в 1840 г. архимандрит Макарий крестил 24 мужчины и 23 женщины; в 1841 г. — 34 мужчины и 26 женщин13. Среди крещеных женщин были семейные женщины, «старицы» и «возрастные девицы». Последние требовали постоянного внимания, поэтому миссионер был вынужден передавать их под присмотр «грамотеи»14.

Участие женщин в работе миссии стало одним из способов решения кадровой проблемы. Архимандрит Макарий стремился активно привлекать женщин разных возрастов, социальных слоев и статусов, которые могли бы проходить миссионерское служение «многоразличными образами и в различных местах»15.

Как показал анализ писем, в деятельности Алтайской духовной миссии принимали участие София Густавовна де- Вальмон, Прасковья Андреевна Ландышева, Екатерина Федоровна Непряхина, Прасковья Петровна Глебова- Стрешнева, Елена Петровна Трубецкая, Надежда Дмитриевна Мизко.

Женщины участвовали в социальной работе миссии, так как именно этому направлению архимандрит Макарий придавал большое значение. Он был убежден в том, что повышение благосостояния коренных жителей — это одно из условий расположения их к крещению и укрепления новокрещенных в православии. С целью улучшения жизни местного населения в Майминском стане была открыта больница, построена школа для обучения детей; малоимущие обеспечивались одеждой и лекарством; под особым попечением миссии находились дети-сироты.

В социальной работе миссии принимала активное участие София Густавовна деВальмон. Она трудилась в больнице, где оказывала акушерскую помощь женщинам; при необходимости посещала дома больных «с утешением и помощью»16, раздавая «лекарства по гомеопатическому указателю»17. Вместе с Софией Густавовной в больнице работала «старица» Прасковья Матвеевна Ландышева, которая выполняла «дела послушания довольно черные… с достохвальным терпением и усердием»18.

«Одним из важнейших дел, составляющих службу миссии»19 архимандрит Макарий признавал обучение детей. В связи с этим в Майминском стане была открыта школа для девочек — дочерей новокрещенных, в которой обязанности учительницы исполняла София Густавовна де- Вальмон. Она обучала девочек грамоте, счету, первоначальным арифметическим действиям, церковному пению, рукоделию, приучала к христианскому образу жизни20. Под особой опекой учительницы находились девочки- сироты, которые время от времени проживали в ее доме.

Кроме этого София Густавовна выполняла катехизическую работу. Она регулярно посещала семьи крещеных жителей, «путями приветливого обращения»21 беседовала с женщинами, разъясняя им на татарском языке основы христианского вероучения. В своем доме по субботам София Густавовна проводила «собрания» с участием девиц, вдов, замужних женщин, на которых обучала женщин прядению, читала Евангелия и книги религиозно- нравственного содержания.

Также София Густавовна организовала в миссии раздачу одежды бедным взрослым. В этом ей помогала Екатерина Федоровна Непряхина, которая собирала одежду в г. Тобольске22.

Большое значение в миссии придавалось научной и издательской деятельности. В связи с этим архимандрит Макарий перевел на телеутский язык некоторые книги Священного Писания, краткую священную историю, краткий катехизис митрополита Филарета (Дроздова), огласительные поучения и сборники молитв23. Он составил вероучительные пособия «Начальное учение человекам, хотящим учиться книг Божественного Писания» и «Алфавит Библии», предназначенные для крещеных алтайцев и для русских жителей24. В 1837 г. о. Макарий начал работу по переводу на русский язык Св. Писания25. Учитывая высокую значимость этой работы, он привлек к переводам Екатерину Федоровну Непряхину, Софию Густавовну де- Вальмон, Прасковью Петровну Глебову-С трешневу.

Женщины помогали миссионеру в подготовке к изданию сочинений христианских подвижников. Так Екатерина Федоровна Непряхина переписывала сделанный отцом Макарием славянский перевод «Лествицы» прп. Паисия Величковского и книги «Вопросоответы» («Ответы») аскетического писателя VI в. прп. Варсонофия Великого, «столь редкой»26 и не известной в России вплоть до середины XIX столетия. Переписыванием святоотеческих книг занималась Елена Петровна Трубецкая.

Говоря о научной деятельности миссии, важно обратить внимание на статью Софии Густавовны де- Вальмон «Некоторые сведения о крайней бедности Алтайских новокрещенных. Отрывок из миссионерских записок»27. В этой статье автор проанализировал социальные факторы, которые оказывали отрицательное влияние на жизнь коренного населения, среди которых первое место занимала бедность. Автор показал вклад Алтайской духовной миссии в преодоление социальных проблем: миссионеры обучали детей грамоте, лечили больных, опекали детей и немощных, помогали женщинам овладеть навыками прядения и шитья одежды, проводили духовнонравственные собеседования. Автор пришел к выводу, что общественное значение православной миссии, ее положительное влияние на местных жителей не подлежит сомнению: их быт постепенно изменялся; они приобщались к культуре и цивилизации. В целом статья имеет научное значение, так как содержит ценный материал о жизни коренного населения Сибири в первой половине XIX в. и деятельности православных миссионеров среди них.

Женщины принимали участие и в благоустройстве походного храма во имя Все-милостивейшего Спаса, проявляя в этом деле «благочестивое усердие»28. Так Прасковья Петровна Глебова- Стрешнева передала в храм церковные серебряные сосуды и «драгоценные мощи двух угодников Божиих»29; Надежда Дмитриевна Мизко пожертвовала иконы; Екатерина Федоровна Непряхина шила богослужебные покровцы и писала иконы30.

Также Прасковья Петровна Глебова- Стрешнева и Екатерина Федоровна Непряхина помогали миссии личными денежными пожертвованиями и занималась сбором материальных средств, привлекая к этому своих знакомых. Причем часто такая помощь оказывалась очень своевременной31.

Важно подчеркнуть, что архимандрит Макарий высоко ценил участие женщин «в службе Алтайской миссии»32. Он характеризовал их деятельность как «весьма важ-ную»33 и подчеркивал, что она «явно содействовала к успехам служения миссии»34. Благодаря трудам женщин в Майминском стане постоянно работала больница; здесь заботились о детях-с иротах; миссия помогала нуждающимся одеждой; с участием женщин были подготовлены переводы библейских книг, которые послужили «одним из главнейших пособий»35 в издании русской Библии. В 1855 г. в Москве вышла в свет книга «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников»36.

Важно подчеркнуть, что труд женщин в миссии послужил примером для других женщин, которые в середине 50-х гг. XIX в. прибыли в Улалинский стан. Так по приглашению архимандрита Макария изъявили «усердное и радушное согласие и желание» служить при Алтайской миссии «благоговейные и благочестивые девицы» Евдокия Васильевна Варламова и Анна Николаевна Романчикова37. Анна Николаевна прожила в миссии до 1849 г.; Евдокия Васильевна стала монахиней Улалинского Николаевского женского монастыря, где обучала девочек грамоте, пекла просфоры, продавала свечи, шила церковные вещи38.

Опыт социального служения женщин оказался востребованным в последующие годы. На базе Алтайской духовной миссии были открыты женские миссионерские монастыри и общины: Улалинский Николаевский монастырь, Бийский Тихвинский монастырь, Чемальская и Матурская общины. Начиная с 70-х гг. XIX в., монастыри и общины развернули широкую социально- благотворительную и культурнопросветительскую деятельность. В них были открыты приюты для девочек и пожилых людей, больницы, школы (одноклассные и второклассные церковно- приходские, школы грамоты). Монастыри и общины оказывали «большую» помощь не только в работе миссии, но и в развитии Алтайского региона39.

Оказался востребованным и опыт Екатерины Федоровны Непряхиной по написанию икон. В 70-х гг. XIX в. при Улалинском женском Николаевском монастыре была открыта иконописная мастерская, которая проработала до 1921 г. За эти годы в мастерской прошли обучение сестры монастыря, а также «многие» воспитанницы монастырского приюта40.

Таким образом, разносторонняя деятельность женщин и ее положительные результаты обусловили значительную роль женщин в работе Алтайской духовной миссии на начальном этапе ее развития. При участии женщин были заложены основы социальной работы; созданы условия для развития начального образования в регионе; сформированы предпосылки для женского иконописания; положено начало научной и издательской деятельности миссии. Деятельность женщин обеспечила связь общества с миссией, что имело большое значение для ее успешного развития.

В целом, благодаря деятельности женщин в Алтайской духовной миссии были сформированы предпосылки для институционализации миссионерского служения женщины в Российской империи в дореформенный период.