Романы «новой деловитости» в контексте литературной кинематографичности

Автор: Дронова Ольга Александровна

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Статья в выпуске: 3 (31), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается специфика литературной кинематографичности в романе «новой деловитости». Формирование этого течения приходится на двадцатые годы - время расцвета кинема­тографа, и кинематографические приемы обнаруживаются в творчестве всех значимых писателей-художников рассматриваемого периода. Это обусловлено стремлением авторов «новой деловитости» создать актуальное искусство, опирающееся на достоверное свидетельство. Этическое требование к художнику «быть правдивым» сочетается с принципом объективности изображения, близкой техни­ческому воспроизведению кинокамерой. Видимый мир представляется подлинной, неискаженной реальностью, а способность к наблюдению объявляется более важным качеством художника, чем во­ображение. Специфическим для «новой деловитости» является требование антипсихологизма, сфор­мулированное еще в «Берлинской программе» А. Дёблина, согласно которому психологические мо­тивировки поведения героев должны быть заменены «киностилем» в изображении человека и окру­жающего мира. Акцентирование визуальности в романе «новой деловитости» сочетается с радикаль­ным сокращением психологизма, превращением героя в инстанцию, фиксирующую внешний мир. Наблюдатель - центральный персонаж большинства романов «новой деловитости». Роман «Берлин Александрплац» является образцом кинематографического монтажного романа, в котором тема зре­ния получает символическую трактовку. В романе Э. Кестнера «Фабиан» замена интроспекции внешними впечатлениями служит средством изображения кризиса героя на фоне кризиса общества. В контексте кинематографизма проанализирован роман И. Койн «Девушка искусственного шелка», рассказчица которого превращает свою жизнь в кинодневник.

Еще

"новая деловитость", литературная кинематографичность, визуальность, монтаж, повествование, психологизм, роман

Короткий адрес: https://sciup.org/14729403

IDR: 14729403

Список литературы Романы «новой деловитости» в контексте литературной кинематографичности

  • Бахтин М.М. Время и пространство в произведениях Гёте//Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 204-236
  • Дёблин А. Берлин -Александерплац. Повесть о Франце Биберкопфе/пер. с нем. Г.А. Зуккау. М.: Изд-во худож. лит., 1961. 535 с
  • Кестнер Э. Фабиан. История одного моралиста/пер. с нем. Е. Вильмонт. М.: Худож. лит., 1975.189 с
  • Мартьянова И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб: САГА, 2002. 236 с
  • Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. Тотальная мобилизация. О боли/пер. с нем. А.В. Михайлова. СПб.: Наука, 2000. 539с
  • Ямпольский М.Б. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: AD MARGINEM, 1999. 287с
  • Becher J.R. Wirklichkeitsbesessene Dichtung//Die neue Bucherschau. Eine literarische Monatsschrift. 1928. Nr. X. S. 491-494
  • Becker S. Neue Sachlichkeit. Band 1. Asthetik der neusachlichen Literatur (1920-1933). Koln: Bohlau Verlag, 2000. 437 S
  • Balasz B. Der sichtbare Mensch oder die Kultur des Films. Frankfurt: Suhrkamp, 2001. 177 S
  • Brentano B., Glaeser E. Neue Formen der Publizistik//Die Weltbiihne. 1929. Nr 25. Halbjahr 2
  • Doblin A. Berlin Alexanderplatz. Dusseldorf, Zurich: Walter Verlag, 2000. 455 S
  • Doblin A. An Romanautoren und ihre Kritiker//Doblin A. Schriften zu Asthetik, Poetik und Literatur. Olten: Walter, 1989. S.119-123
  • Kastner E. Fabian. Die Geschichte eines Moralisten. Munchen, 2005. 246 S
  • Keller O. Doblins Montageroman als Epos der Moderne. Die Struktur der Romane „Der schwarze Vorhang", „Die drei Springe des Wang-Lun" und „Berlin Alexanderplatz". Munchen: Fink, 1980. 284 S
  • Kesten H. Josef sucht die Freiheit. Gottingen: Steidl, 1999. 144 S
  • Keun I. Das kunstseidene Madchen Munchen: List Taschenbuch, 2000. 219s
  • Kracauer S. Die Biographie als neuburgerliche Kunstform//Kracauer S. Schriften. Aufsatze 19271931. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990. S. 195199
  • Prumm K. Neue Raume, neue Blicke//Literarische Moderne. Berlin: Walter de Gruyter, 2007. S. 473-486
  • Roth J. Die Rebellion. Fruhe Romane. Berlin; Weimar: Aufbau-Verlag, 1984. 702 S
  • Roth J. Emile Zola -Schriftsteller ohne Schreibtisch (Antwort auf eine Umfrage zum 25. Todestag)//Roth J. Das journalistische Werk 19241928. Koln: Kiepenheuer&Witsch, 1989. S. 823825
  • Segeberg H. Literatur im Medienzeitalter. Literatur, Technik und Medien seit 1914. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2003. 448 S
Еще
Статья научная