Сюрреализм и миф: поэтика "Обсидиановой бабочки" Октавио Паса
Автор: Гладощук Анастасия Валерьевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 2 т.10, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье ставится вопрос о взаимодействии индейской культуры и сюрреализма в творчестве Октавио Паса. На примере стихотворения в прозе «Обсидиановая бабочка» из книги «Орел или солнце?» (1951) показано, как с помощью реализованных метафор Пас, подобно сюрреалистам, имитирует миф, создавая собирательный образ женского индейского божества и вместе с тем - своего рода мексиканский вариант «сюрреалистической женщины». Однако аналогия, к которой прибегает поэт, не воспринимается как произвольная фигура языка в силу имманентности своеобразного «сюрреализма» индейскому художественному мышлению. Формируя «новый миф», Пас наделяет его как универсальным, так и специфически мексиканским значением. Историческая динамика образа богини Итцпапалотль («Обсидиановой бабочки») позволяет ему раскрыть синтетическую множественность женского начала через характерную для месоамериканских мифологических систем взаимозаменяемость ипостасей Великой Матери, которые в колониальную эпоху, с приходом христианства, соединятся в образе Девы Марии Гвадалупской. Заглавный образ также воплощает оба полюса «архе-типической» мексиканской женщины, какой она изображена в книге «Лабиринт одиночества» (1950, 1959): в героине можно увидеть «изнасилованную Мать», метафору Конкисты, и в то же время -мать-утешительницу, в лоне которой обретается первоначальная гармония. Еще один уровень интерпретации - метатекстовый: «Обсидиановая бабочка» есть сама поэзия. И здесь сюрреалистическое значение вновь сопрягается с индейским: «Сюрреалистическими бабочками» назывались инструкции и максимы, распространявшиеся Бюро сюрреалистических исследований; в текстах науатль же образ бабочки мог соотноситься с поэтическим творчеством.
Октавио пас, "обсидиановая бабочка", ацтекская мифология, сюрреалистическая женщина, сюрреализм, миф, метафора, философия мексиканскости
Короткий адрес: https://sciup.org/147226907
IDR: 147226907 | DOI: 10.17072/2037-6681-2018-2-72-82
Список литературы Сюрреализм и миф: поэтика "Обсидиановой бабочки" Октавио Паса
- Гальцова Е. Д. Женщина//Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2007.С. 180-183
- Гальцова Е. Д. Сюрреализм: от эстетики разрыва к «суммированию» культуры//Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Т. 1. С. 471-529
- Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф -имя -культура//Труды по знаковым системам. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1973. № VI. С. 282-303
- Bosquet A. Verbe et vertige: Situations de la poesie. P.: Librairie Hachette, 1961. 373 p
- Breton A. CEuvres completes. P.: Gallimard, 1988. T. I. 1798 p
- Breton A. Cuvres completes. P.: Gallimard, 1992. T. II. 1857 p
- Breton A. Cuvres completes. P.: Gallimard, 1999. T. III. 1492 p
- Cartwright Brundage B. El Quinto Sol: dioses y mundo azteca. Mexico: Editorial Diana, 1982. 344 p
- Caso A. El pueblo del Sol. Mexico: Fondo de Cultura Economica, 1978. XVI, 125 p
- Eigeldinger M. Poesie et metamorphoses. Neuchatel: Editions de la Baconniere, 1973. 284 p
- Epica nahuatl/Sel., introd. y notas de Angel Maria Garibay K. Mexico: Ediciones de la Universidad Nacional Autonoma, 1945. 163 p
- Garibay Kintana A. M. Poesia indigena de la Altiplanicie. Mexico, 1962. 169 p
- Ledn-Portilla M. La filosofia nahuatl estudiada en sus fuentes. Mexico: Universidad Nacional Autonoma de Mexico, 1959. 360 p
- Ledn-Portilla M. El reverso de la Conquista: Relaciones aztecas, mayas e incas. Mexico: Editorial Joaquin Mortiz, 1987. 192 p
- Mallarme S. CEuvres completes. P.: Gallimard, 1945. XXV, 1653 p
- Martinez J. L. Nezahualcoyotl: vida y obra. Mexico: Fondo de Cultura Economica, 1975. 334 p
- Nadeau M. Histoire du surrealisme. T. II: Documents surrealistes. P.: Editions du Seuil, 1948. 398 p
- Nicholson H.B. Los principales dioses meso-americanos//Esplendor del Mexico antiguo. Mexico: Centro de Investigaciones antropologicas de Mexico, 1959. T. I. P. 161-178
- Paz O. Papillon d'obsidienne//La Nef. P.: Editions du Sagittaire, 1950. №63/64 (mars-avril): Almanach surrealiste du demi-siecle. P. 29-31
- Paz O. Las peras del olmo. Mexico: Imprenta universitaria, 1957. 292 p
- Paz O. Libertad bajo palabra. Obra poetica (1935-1958). Mexico: Fondo de Cultura Economica, 1960. 317 p
- Paz O. Puertas al campo. Mexico: Universidad Nacional Autonoma de Mexico, 1967. 284 p
- Paz O. Obras completas. Mexico: Fondo de Cultura Economica; Circulo de lectores, 1997. T. 3. 418 p
- Paz O. Obras completas. Mexico: Fondo de Cultura Economica; Circulo de lectores, 2003. T. 15. 759 p
- Paz O. El laberinto de la soledad. Madrid: Catedra, 2013. 578 p
- Pensee mythique et surrealisme. P.: Lachenal & Ritter, 1996. 284 p
- Rossell C., Ojeda Diaz M. de los A. Las mujeres y sus diosas en los codices prehispanicos de Oaxaca. Mexico: CIESAS, 2003. 186 p
- Sahagun B. de. Veinte himnos sacros de los nahuas. Mexico: Universidad Nacional Autonoma de Mexico, 1958. 277 p
- Spence L. The Gods of Mexico. L.: Adelphi terrace, 1923. 388 p
- Verani H. J. «Mariposa de obsidiana»: una poetica surrealista de Octavio Paz//Literatura mexicana. Mexico: Instituto de investigaciones filologicas, UNAM, 1994. Vol. V, № 2. P. 429-442
- Winter A. L'aventure mexicaine de Wolfgang Paalen//Melusine: Cahiers du Centre de Recherches sur le Surrealisme. Lausanne: L'Age d'Homme, 1999.№ XIX. P. 214-226