Современный телевизионный криминальный сериал: образ женщины-сыщика

Бесплатный доступ

Статья посвящена экранному образу женщины сыщика, возникшему в отечественной сериальной продукции последних двух десятилетий. В работе анализируются истоки возникновения этого образа на отечественном экране, характер этого образа, его основные черты, типология, отличия от западных образцов, на основе которых он часто создается. В качестве примеров разбираются персонажи сериалов «Следствие ведет дилетант» (по произведению Д. Донцовой), «Каменская» (по произведениям А. Марининой), «Ищейка» (адаптация американского телесериала The Closer), «Шифр» (адаптация английского мини сериала «Код убийства»). В финале статьи автор формулирует выводы, касающиеся характера появившегося устойчивого экранного образа женщины детектива в отечественном сериале. Эти образы закрепляют за собой ряд черт, которые ранее не были основополагающими женских персонажей. Характеризуя этот современный женский экранный образ, автор отмечает, что, несмотря на кажущуюся его схожесть с декларируемыми феминистскими образами, он имеет определенные отличительные черты. В общем и целом, этот персонаж не несет в себе посыл (как это часто происходит в западных сериалах), связанный с неким альтернативным образом жизни. Современный женский образ формируется на основе не исключения традиционализма, а попытки объединения и совмещения его с феминистским дискурсом.

Еще

Феминизм, телевидение, криминальный сериал

Короткий адрес: https://sciup.org/144162739

IDR: 144162739   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2023-2112-82-88

Список литературы Современный телевизионный криминальный сериал: образ женщины-сыщика

  • Аристархова И. Ослепляющий взгляд теорий репрезентации //Женщина и визуальные знаки. Москва: Идея-Пресс, 2000. С. 187-214.
  • Артюх А. Кинокультура и взрыв. Женщины-режиссеры в кинематографе современной России // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. Москва: Новое литературное обозрение, 2015. № 5 (103). С. 126-141.
  • Екатерина Вилкова, Марьяна Спивак, Елена Панова, Яна Дебуи, Сергей Пускепалис, Виктор Добронравов, Олег Гаас в многосерийном фильме Веры Сторожевой «Шифр» на первом канале. // Работники ТВ, URL: https://www.vokrug.tv/article/show/16730211761/
  • Жеребкина И. Прочти мое желание: Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. Москва: Идея-Пресс, 2000. 256 с.
  • Каменецкая Н. Ю. Гендерные репрезентации в российском искусстве // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. O. A. Ворониной. Москва: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. 416 с.
  • Кардапольцева В. Н. Полижанровость художественной литературы и поливариантность репрезентации женственности в социокультурном пространстве начала ХХ века / В. Н. Кардапольцева, Н. С. Чхетиани // Дергачевские чтения-2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: материалы IX Международной научной конференции. Екатеринбург, Том 2. 2009. С. 124-131.
  • Круглый стол: «Я не хочу спрашивать, можно ли мне раздеться». Что происходит с женским кино в России («Кинотавр», 2019, модератор Наиля Гольман). URL: https://www.buro247.ru/culture/ cinema/20-jun-2019-female-cinema-issues.html
  • Кто есть кто в сериале «Шифр» // 1tv.ru, URL: https://www.vokrug.tv/article/show/16730211761/
  • Смагина С. А. Публичная женщина или публичная личность? Женские образы в кино. Москва: Канон-Плюс, 2019. 335 с.
  • Суковатая В. А. От «маскулинности травмы» - к «маскулинности невроза»: гендерные политики в советской и постсоветской массовой культуре. // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 5. С. 37-59.
  • Усманова А. «Визуальный поворот» и гендерная история // Гендерные исследования. Санкт-Петербург, 2000. № 4. С. 140-148.
  • Усманова А. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований // Введение в гендерные исследования. Часть I. Санкт-Петербург, 2001. С. 427-464.
Еще
Статья научная