Стилевые приемы в морском пейзаже китайских и российских художников в контексте развития современного искусства: сравнительный анализ

Автор: Ли Ю., Алексеева Г.В.

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Мир художественной культуры

Статья в выпуске: 1 (70), 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается художественно-стилевая специфика воплощения образа моря в творчестве российских и китайских живописцев в контексте тенденций мирового искусства. Морской пейзаж занимает важное место в творчестве российских и китайских художников и продолжает свою современную эволюцию под влиянием актуальных арт-течений. Сравнительный анализ современных особенностей позволяет выявить сходство в отношении поэтики морского пейзажа, а также обнаружить и охарактеризовать различия в плане отражения образа моря, применения выразительных средств и стилевых приемов. В ходе исследования установлено, что для маринистов из Китая характерен синтез приемов и образности традиционной и западной живописи, а также смешанная техника исполнения. Пейзажисты из России или западных стран, в отличие от китайских художников, предпочитают воплощать пейзажи в романтическом духе, но при этом экспериментируют в плане стилистики, материалов и инструментов создания.

Еще

Западная марина, китайская, русская, современное искусство, сочетание традиционных и современных стилевых приемов

Короткий адрес: https://sciup.org/140304470

IDR: 140304470   |   DOI: 10.53115/19975996_2024_01_077_086

Список литературы Стилевые приемы в морском пейзаже китайских и российских художников в контексте развития современного искусства: сравнительный анализ

  • Капинус А.Ю. Жанр «марина» и его разновидности в творчестве художников Приморского края // ИКОНИ. – 2020, № 4. – С. 63–72.
  • Капинус А.Ю. К вопросу о живописной технике мариниста В.И. Шиляева // Известия Байкальского государственного университета. Т. 30. – 2020, № 2. – С. 185–194.
  • Капинус А.Ю. Маринистка в творчестве художников Дальнего Востока: на примере В.И. Шиляева // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад: Материалы XXIII научной конференции с международным участием, Владивосток, 22–23 ноября 2017 года. Вып. 23. – Владивосток: Дальнаука, 2017. – С. 311–318.
  • Капинус А.Ю. Семантика морского пейзажа в творчестве приморских художников // Российское дальневосточное искусство и мир: Международная научная конференция, Владивосток, 8–9 апреля 2021 года. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2022. – С. 336–344.
  • Ли Дофэнь. Исследование эстетического направления современной китайской акварельной живописи: дис. ... доктора искусства. – Харбинский педагогический университет, 2015. – 165 с. (李多芬. 当 代中国水彩画的审美方向研究. 哈尔滨师范大学, 2015: 165).
  • Ли М. «Марина» в живописи современных китайских художников // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 года / Под научной редакцией С.В. Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Вып. 7. – Санкт-Петербург: Астерион, 2019. – С. 140–144.
  • Ли Ч. Морской пейзаж в творчестве современных художников Китая // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 года / Под научной редакцией С.В. Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Вып. 7. – Санкт-Петербург: Астерион, 2019. – С. 154–158.
  • Ли Ч., Литвинов В.А. Морской пейзаж в творчестве современных русских художников // Научный Лидер. – 2021, № 4 (6). – С. 3–6.
  • Лу Ц. Пейзажная живопись в русском и китайском искусстве XXI столетия: традиции и новаторство // Искусство и диалог культур: Сборник научных трудов XIV Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2 апреля 2021 года. – Санкт-Петербург: Астерион, 2021. – С. 135–139.
  • Неглинская М.А. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения // Общество и государство в Китае. Т. 40. – 2010, № 1. – С. 403–414.
  • Неглинская М.А. Современное изобразительное искусство // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. IX. – М.: Наука, 2016. – С. 822–835.
  • Неглинская М.А. Современное искусство Китая: между модернизмом и традицией / Отв. редактор: Ю.В. Любимов. – М.: Спутник+, 2022. – 340 с.
  • Оу Хунцзюнь. Исследование современного искусства масляной живописи в районе дельты Жемчужной реки провинции Гуандун: дис. ... доктора искусства. – Академия изящных искусств, 2019. – 216 с. (欧鸿君. 广东珠三角地区近现代油画艺术研究. 西安美术学院, 2019: 216).
  • Первый художник в китайской живописи моря и волн: картины знаменитого китайского художника Гао Цюаня с характерными морскими пейзажами // Массовое искусство. – 2019. – С. 65–68. (大众艺术网.《海浪诗人》中国画海第一人 –中国著名油画家高泉性格海景绘画作品, 2019: 65–68). – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.sohu.com/a/318607150_120065965 (29.08.2023).
  • Чжао С. Жанр «пейзаж» в китайской живописи маслом // Современное художественное образование: путь к успеху: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 ноября 2019 года / Сост. Н.В. Курбатова, Г.В. Черемных. – Москва: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2020. – С. 75–78.
  • Чжэн Ч. Концепция «Один пояс и один путь» как движущая сила китайской художественной культуры // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. – 2018, № 7. – С. 169–171.
  • Ян И. Морской пейзаж в современном искусстве Китая: традиции и новации // Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития: Материалы II Международного форума, Мурманск, 29 ноября – 1 декабря 2018 года / Отв. ред. Е.Ю. Терещенко. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. – С. 202–206.
  • Ян И. Перспективные пути развития архивов китайской морской живописи // Архив – пространство цивилизационного диалога: Материалы архивного фестиваля с международным участием, Самара, 22–23 октября 2019 года / Сост. Г.С. Пашковская. – Самара: Научно-технический центр, 2019. – С. 156–166.
Еще
Статья научная