Театр кукол - разновидность анимационного пространственно-временного искусства

Автор: Шиповская Людмила Павловна, Шелаева Мария Игоревна

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 т.7, 2013 года.

Бесплатный доступ

«Что представляет собой тело куклы — видно всякому. Что такое кукольная душа — не знает никто: кажется, она окутана еще большей тайной, чем душа человеческая, и тем сильнее эта тайна к себе влечет» (А.Н. Василькова, искусствовед и театровед). Ростки зрелищ, напоминающих спектакли современного театра кукол, «прорастали» на протя­жении тысячелетий. Они медленно видоизменялись и постепенно принимали формы того, что сегодня называется кукольным пространственно-временным искусством. Театр кукол — мощное средство иносказательности, а театральная кукла, благодаря своей склонности к иносказанию, имитационности и способности моделировать действительность, выгодно отличающаяся от ре­альности, является всегда актуальной в любые моменты истории. Анимация стала всесторонней проверкой фантазии, воображения, потоков сознания: все неисполняемые в реальной жизни идеи с успехом реализуются в театральной виртуальной реальности, позволяющей «разыграть» тот или иной сюжет. В спектакле кукла часто является моделью человека, а сам кукловод олице­творяет собой некие надличностные силы и обстоятельства. Свойства театральной играющей куклы определяют особые черты постановочной тематики: это сказочная фантастичность, гротеск, иносказательная форма, метафоричность. Кукла — один из удивительных образов в культуре, который позволял метафорически представить через феномен оживления управляемо­го неодушевленного объекта тему человеческого бытия в мире.

Еще

Анимация, религиозный театр кукол, актерское мастерство кукловода, технологическая диверсификация, образ- итог непосредственного восприятия спектакля, концептуальное, мифологическое пространство, пространственно-временное искусство, театральная кукла, перцептуальное

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140210444

IDR: 140210444

Список литературы Театр кукол - разновидность анимационного пространственно-временного искусства

  • Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб.: Изд-во «Петро-РИФ», 1993.
  • Цехновицер О., Еремин И. Театр Петрушки. М.-Л.: Госиздат, 1927. С. 11-12, 15.
  • Подробнее см., например: Пономарев В.Т. Великие маги древнего мира 2006. http://stepanov.lk.net/magic/ponomary/old. html (дата обращения: 05.12.2012).
  • Коренберг Е.Б. Истоки театра кукол и его основных жанров//Что же такое театр кукол? Сборник статей. В поисках жанра. М.: ВТО, 1980. С. 184.
  • Василькова А.Н. Душа и тело куклы: Природа условности куклы в искусстве XX века: театр, кино, телевидение. М., 2003. С. 20.
  • Тур Хейердал. Фату-Хива. Возврат к природе. М., 2011.
  • Шпет Л.Г. Сегодня и завтра в театре кукол. М., 2000. С. 92-96.
  • Эйзенштейн С.М. Дисней//Проблемы синтеза в художественной культуре. Сборник статей. М.: Наука, 1985. С. 212, 216.
  • Сперанский Е.В. Актер театра кукол. М.: ВТО, 1965. С. 59-61.
  • Шиллер И.Х.Ф. Письма об эстетическом воспитании человека//Собр. соч.: В 8 т. М.-Л.: Гослитиздат, 1950. Т. 6. С. 385.
  • Шиповская Л.П. Музыка как феномен духовной культуры. М., 2005. С. 171.
  • Романовский Е.Я. Искусство театра кукол в контексте национальной культуры. М., 2010.
  • Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство -СПБ, 1998. С. 584.
  • Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства//Поэтика мизансцены. М.: Просвещение, 1981. С. 11.
  • Кошанский Н.Ф. Частная риторика. СПб., 1840. www.iile.ru/library/meth/m606.rtf (дата обращения: 13.12.2012).
  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск: РИО БГК им. Бодуэна де Куртене, 1999. С. 44.
  • Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси. Исторический очерк. М.: Самовар, 1991. С. 12-13, 81.
  • Московские ведомости. 1755. 19 марта. № 23; 30 апреля № 35; 11 мая № 38.
  • Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки или апология механицизма. СПб., 1998. С. 25.
  • Васильев Б. Взрослые игры//Культура. 1997. № 49.
  • Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры//укарт. 1994. № 5. С. 53.
  • БодрийярЖ. Система вещей. М, 1995. С. 23.
  • БодринярЖ. Злой демон образов//Искусство кино. 1992. № 10. С. 69.
  • Образцов С.В. Моя профессия. М.: Искусство, 1981. С. 236.
  • Гсдымин А. Кукольных дел вселенная // Салон. 1996. С. 73—77, Уварова И. Их величества куклы // Красота. 1996. Сентябрь-октябрь. С. 28-30.
  • Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995. С. 168.
  • Шафранюк В.А. Кукольное пространственно-временное искусство. М.: Стелс, 2001. С. 128.
  • Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. С. 269-322.
Еще
Статья научная