Технология создания сценария

Автор: Фролова Н.Д., Чуб А.А., Растопчина Н.В.

Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport

Рубрика: Педагогика

Статья в выпуске: 4, 2009 года.

Бесплатный доступ

Сценарий - это прикладное произведение, которое не предназначено для чтения людьми, участвующими в производстве спектакля или культурно-досуговой программы. В сценарии должно присутствовать последовательное описание сцен, действий, которые надо играть или выполнять. При создании целевых анимационных программ требуются профессиональная подготовка, творчество и знание особенностей работы с различным контингентом. Являясь литературным произведением, сценарий заключает в себе все компоненты, присущие драматургии. Здесь действуют все силы драматургической структуры, но выражены они специфическим языком данного жанра.

Сценарная культура, сценарий, театрализация, культурно-досуговая программа

Короткий адрес: https://sciup.org/14263600

IDR: 14263600

Текст обзорной статьи Технология создания сценария

В нашей стране массовые спортивно–художественные театрализованные представления достигли высокой степени совершенства и представляют собой своеобразный жанр на стыке спорта и искусства. Накоплен богатый опыт разработки, организации и проведения подобных праздников.

Изменение уклада, стиля жизни современного человека, характера его трудовой деятельности в связи с индустриализацией и урбанизацией привели к изменению его потребностей в отдыхе. Теперь помимо размещения и питания он стал включать и другие элементы, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (анимационных программ), которые бы отвлекали отдыхающего от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

В настоящее время особенно остро ощущается нехватка специалистов по организации интересного, полноценного досуга в туристских комплексах, гостиницах, турбазах, пансионатах и санаториях. В зарубежной практике специалистов по организации досуга на таких предприятиях принято называть туристскими аниматорами. Именно оттуда и пришло это понятие.

Создание культурно-досуговой программы начинается с творческого замысла, а заканчивается созданием сценария. Однако аниматоры сталкиваются с трудностями в разработке и написании сценария, им не хватает сценарной культуры.

Цель данной работы – определить особенности, тенденции, закономерности и проблемы развития сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников при создании сценария.

Развитие теоретических представлений о сценарии привело к формированию разнородных концепций, каждая из которых вносила определенный вклад в характеристику сценария, но не давала всестороннего описания его сущности. В конце 70-х годов ХХ в. наступил новый этап в теоретическом осмыслении сущности сценария. Сценарий стал осознаваться как сложное образование, требующее профессиональной сценарной культуры.

Наша литература, непосредственно касающаяся драматургии театрализованных представлений и праздников, представлена всего лишь некоторыми авторами, такими как: Д. Н. Аль (1988), М. И. Маршак (1975), И. Г. Шароев (1988) и А. И. Чечетин (1988).

Вот почему так остро ощущается потребность в научном осмыслении теории сценария, исходящая как от научных работников, так и от практиков, которые предпринимают серьезные усилия в проектировании новых форм театрализациии, но вынуждены при этом часто идти на ощупь, ибо не представляют себе смысла такого художественно-педагогического явления, как «сценарная культура» режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Сценарная культура понимается нами как комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионального художественного регулирования воспитательных процессов в обществе. Сценарная культура проявляется в разработке и написании сценария театрализованного представления.

Под сценарием (от итал. scenario) понимается план литературного произведения с подробным описанием действия, сюжетная схема, по которой создаются представления в театре, импровизации, балетные спектакли, кинофильмы, массовые зрелища и другие.

Сценарий – это прикладное произведение, которое не предназначено для чтения людьми, участвующими в производстве спектакля или культурно–досуговой программы. В сценарии должно присутствовать последовательное описание сцен, действий, которые надо играть или выполнять.

Сценарий – это музыка пластических движений, которая является силой, определяющей действующую структуру, образность, стиль и драматургическую основу, – говорил Вс. Мейерхольд. Именно творческое решение, режиссерское видение многое определяют в создании сценария. Работа над сценарием начинается с того, что Маяковский назвал социальным заказом – с осмысления темы, с поиска наиболее выразительного, оптимального драматургического решения.

В сценарии различают две самостоятельные части: описательную (ремарка) и речевую.

В теории и практике массовых зрелищ сложились представления о сценарии как о подробной литературной разработке содержания театрализованного праздничного действия, о программе воспитательного воздействия, способе фиксации будущего единого действия представления во всем объеме выразительных средств, переводе вербального на аудиовизуальный язык искусства, документе планируемых событий праздника, синтетическом элементе драматургии, воплощающем те или иные явления социальной жизни.

Являясь литературным произведением, сценарий заключает в себе все компоненты, присущие драматургии. Здесь действуют все силы драматургической структуры, но выражены они специфическим языком данного жанра. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают здесь специфические черты, где конфликтность существует не в результате контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении.

Через сценарий красной линией должна идти основная тема, цементирующая как сценарий, так и все произведение в целом.

Сценарий – литературное произведение, имеющее две основные особенности. Во-первых, оно адресовано очень узкому кругу читателей: руководству, режиссеру, оператору, светотехнику. Во-вторых, автор сценария должен помнить, что оно предназначено для режиссера, который должен иметь ясное представление о том, что он будет ставить.

Сегодня мы сталкиваемся с таким явлением, когда сценарием называют план проведения совещания, заседания или конференции. Мы считаем, что это разные понятия, и они не взаимозаменимы.

По своей структуре сценарии различных культурнодосуговых программ, спортивно-художественных представлений и театрализованных представлений имеют принципиальное различие, но по технологии создания имеют одну основу. В любом сценарии должны присутствовать тема и идея, цель, задачи, режиссерский замысел, жанр и стиль. Жанр – понятие, задающее сценаристу метод работы, стиль, способы разрешения конфликтов и т. д. Режиссерский замысел культурнодосуговой и анимационной программы оформляется в режиссерский сценарий. В нем к литературному сценарию добавлены описания режиссерских проработок:

– характеристика действенного пространства: сцены, игровой площадки, зрительного зала (содержание и месторасположение декораций и сценографии);

– описание схемы движения людей и предме- тов (направления входов и выходов персонажей и участников, направления движения декораций и предметов; моменты начала и окончания движения; перемены местоположения действий; мизансцены и их перестроение и пр.);

– характеристика звукового оформления (содержание, место включения, уровень громкости);

– характеристика светового оформления (содержание, моменты изменений световой картинки);

– характеристика персонажей и их действий (характер пластики и речи, действенные задачи, костюмы);

– жанровые, темпоритмические, стилистические рекомендации по манере актерской игры;

– предполагаемые действия участников (реакция аудитории: аплодисменты, возгласы и пр.; передвижение участников в пространстве);

– временной регламент события (продолжительность эпизодов и фрагментов, общая продолжительность программы).

В каждом конкретном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

При создании целевых анимационных программ требуются профессиональная подготовка, творчество и знание особенностей работы с различным контингентом отдыхающих.

Особого внимания заслуживает разработка массовых спортивно-художественных выступлений. Массовые гимнастические праздники и физкультурные парады – большое спортивно-показательное зрелище. В них используются многочисленные средства спортивной гимнастики, акробатики, художественной гимнастики и танцев, выполняемые с музыкальным сопровождением. Физкультурные выступления отражают цели и стремления молодежи, достижения в спорте, труде и учебе. Они являются составной частью физического, духовного и эстетического воспитания людей различного возраста, особенно подрастающего поколения. Современным выступлениям свойственны идейная направленность, народность и красочность.

Основными средствами массовых физкультурных выступлений и гимнастических праздников являются: вольные упражнения без предметов и с предметами, упражнения на гимнастических снарядах и конструкциях, акробатические упражнения и прыжки, упражнения художественной гимнастики, элементы народного и современного танца, массовые построения и пирамиды. К средствам массовых выступлений относятся также художественное оформление и музыкальное сопровождение.

При составлении сценария массовых физкультурноспортивных выступлений многое зависит от правильного композиционного построения всех его частей. Поэтому все средства, составляющие содержание выступления, должны логически сочетаться между собой с учетом последовательного нарастания эмоционального и зрелищного эффекта. Начало должно быть интересным, необычным и четким, а финал – захватывающим и особенно эффектным. По силе художественного воздействия на зрителя, по масштабу и оформлению массовые построения должны быть самой захватывающей частью выступления. Располагаются они в центре поля или площадки. Форма построения может быть различной: а) в виде концентрических кругов, квадратов, ромбов, изображения герба, знамени, различных эмблем, цветочных клумб и т. п.; б) в виде пирамид с использованием снарядов, конструкций; в) в виде «живой вазы» с различными фигурами вокруг неё и массовыми упражнениями на ней.

Таким образом, сценарий культурно–досуговой программы, в отличие от пьесы, не является самостоятельным литературным произведением. Будучи литературной основой будущей постановки, он является не догмой, а руководством к действию. Поэтому в процессе постановки (режиссерской проработки, репетиций) он может быть изменен, доработан, дополнен новыми материалами.

Культурно-досуговая программа – универсальная форма художественного моделирования. Разнообразнейшие виды и формы моделей, такие как театрализованные представления и праздники, народные гулянья и танцевальные вечера, спортивные состязания и турниры, художественные выставки и шоу, объединяются в общее понятие «культурно-досуговая программа».

Сценарий программы должен соответствовать требованиям ценностно-ориентированного и активно–деятельностного подхода к целостному технологическому процессу и отвечать характеристикам: актуальность содержания; преемственность и последовательность комплекса программ; жанровое и содержательное разнообразие; возможность модификации.

Статья обзорная