Теоретические аспекты понимания профессиональной конгруэнтности специалиста в процессе вузовской подготовки
Автор: Спинжар Н.Ф.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Образование в сфере культуры
Статья в выпуске: 2 (22), 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14488654
IDR: 14488654
Текст краткого сообщения Теоретические аспекты понимания профессиональной конгруэнтности специалиста в процессе вузовской подготовки
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНГРУЭНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Тенденции усложнения общества и его проблем требуют их решения при опоре на внутренние ценности личности специалиста. Поиск выхода из кризиса образования не должен идти в конфликте с личностью и ее пониманием значения образования в жизни. Накопленный опыт, включающий способность к саморазвитию на всех уровнях, может стать тем условием развития образования, при котором реализуется идея социальной ответственности, партнерства и т.д., о чем говорилось на 11 Всемирном русском народном соборе (5–7 марта 2007 года). В.Е. Шукшунов, В.Ф. Взятышев связывают научные направления образовательной политики и реформирования образования с обоснованием концепции на основе философии образования, наук о человеке и обществе и «теории практики». Реформирование системы образования, по их мнению, должно сосредотачиваться не на содержании образования, а на личности и ее образовательных потребностях, что инициирует высокую активность во всех направлениях постижения выбранной профессии.
В.П. Борисенков отмечает, что человечество вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и профессиональная компетентность, нравственные и волевые качества. Это проявляется в растущей интеллектуализации основ- ных факторов производства, в переходе к экономике, основанной на знаниях, которую характеризует системное использование научных достижений в процессах экономического и социального развития, что предполагает создание стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствование всей системы образования, повышение эффективности и качества образовательной деятельности на всех уровнях, от дошкольного до высшей школы [6]. Т.Ф. Яркина отмечает, что умение жить – это искусство, которому нужно учить и помогать молодежи овладевать им. Жизнь - это творчество, поэтому и формировать надо человека – творца, архитектора своей собственной судьбы [7].
Интересы личности в системе образования в Российской Федерации отстаивает Закон «Об образовании». В содержании данного документа мы находим определение «образования» как целенаправленного процесса воспитания в интересах личности, общества, государства. Ряд статей (ст. 5, 14, 55) в том или ином аспекте указывает новые ориентиры развития содержания образования – «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
«Профессиональная конгруэнтность» в определенном смысле близко с понятию «конгруэнтность» (от лат. congruens – совпадающий, соответствующий), которое используется в различных научных концепциях (в социальных науках совпадение уровня соответствующего поведения действиям личности в тех или иных условиях -конгруэнтное или неконгруэнтное поведение; в психологии для описания соответствия «идеального Я», «Я» и «опыта» в жизни человека, имеет свою специфику). Но вместе с тем понимание «профессиональной конгруэнтности» в образовании тесно связано с процессом его перестройки – поиском эффективных путей подготовки специалиста. Современное состояние профессиональной подготовки специалиста отличается сложными, противоречивыми тенденциями, которые отражают всю совокупность сложившихся взглядов на личность человека, профессионала, представителя конкретного общества. Иначе говоря, профессиональная конгруэнтность представляет собой определенный уровень соответствия личностных и профессиональных составляющих, актуализирующихся на данный период развития общества.
Рассмотрение поставленного вопроса тесно связано с различными социальными взглядами на человека, как национальными, так и западноевропейскими.
Социальные составляющие понятия «профессиональная конгруэнтность», рассматривающие эталон личности, в российской философской традиции, по определению Н.Бердяева, характеризуются особенностями русского человека, постоянно ищущего град Китеж, незримый дом, правду; кроме того, – стремлением к всемирной любви, поиском абсолютного добра, безусловной справедливости, стремлением к равенству и т.д. Таковы черты характера русского человека, его отношения к миру и черты отечественной культуры.
Личность специалиста несет в себе определенные средовые характеристики, систему взглядов на профессию и типичные особенности личности. Это отражается в определенном уровне сострадания, сочувствия, любви к человеку, поиске смысла жизни и др.
Кроме того, национальные основы воспитания отражаются на нравственных и духовных взглядах специалиста, а его духовно-нравственное развитие – важная составляющая практической деятельности специалиста в сфере культуры. Становление понятия профессиональной конгруэнции обусловлено и историко-культурными процессами, протекавшими в обществе и повлиявшими на становление взглядов на личность и профессиональное развитие.
В европейских университетских традициях, отмечает Н.С. Ладыжец, профессиональная конгруэнтность личности специалиста определялась гуманистическими идеалами свободы, закреплением права индивидуального выбора, признанием значимости светской духовности, гуманитарного образования, развития способностей и др. [1].
В течение длительного периода формировались концептуальные основы отечественного образования. Для него наиболее характерным признаком можно считать бесконечный процесс самоусложнения. Человек в образовательном пространстве больше ориентирован на личностный смысл, на жизненные представления, нежели на решение социальных задач. Культурный потенциал настолько многогранен, что человек стремится сохранить свою индивидуальность, уникальность и в чем-то выделиться.
В понимании профессиональной конгруэнтности специалиста наметились две ведущие тенденции – это совпадение профессиональных требований к личности специалиста с ее представлениями и наличие в профессии значимых для личности ценностей.
Формирование у личности определенной системы представлений о сути бытия имеет место лишь в процессе освоения им сложившейся профессиональной культуры, превращения ее в содержание мышления и деятельности, воплощения результата этой деятельности в некоторый новый смысл. Парадокс этого процесса заключается в том, что новый смысл формируется лишь субъектом, личностью. В то же время следует отметить, что личностный характер формирования смысла невозможен, ибо определенный личностью смысл – всегда есть шаг перехода от культуры в целом в ее особый смысл особого субъекта [2].
Таким образом, можно сказать, что профессиональная конгруэнтность личности специалиста опирается на культуру общества, она есть результат обобщения множества смыслов, целей и задач воспитания и развития в условиях образования. Результат конкретизации культуры в целом есть одновременно каждый смысл особого субъекта. Этот смысл несет в себе программу деятельности соответствующего субъекта и в то же время – опыт программы многих субъектов. Смысл бытия как часть культуры не может быть реализован без воли, действий, определенной программы субъекта. Практическая деятельность субъекта связана с изменением прежде всего самого себя, своих целей, средств, условий. Представление о превращении смысла в программу человеческой деятельности, указывает А.С. Ахиезер, помогает понять смысл культуры как выражения способности утверждать себя в усложняющемся, изменяющемся мире, как воплощения человеческих способностей. Преобразование смысла в формы программы, решений одновременно есть воплощение меры способности человека превращать свою деятельность в эффективно планируемую, проектируемую, прогнозируемую [2]. На основе накопленного в культуре опыта нарастают требования эффективности профессиональной деятельности, зависящей от роста эффективности принимаемых решений в изменяющемся и усложняющемся мире. Осознание и реализация этого понимания зависит от уровня профессиональной конгруэнтности личности специалиста, развития способности субъекта создавать новые, все более сложные смыслы, переходящие во все более эффективные программы. Становится очевидным зависимость решения назревающих проблем от роста человеческих способностей, способностей субъекта наращивать, углублять, развивать свои способности, создавать все более высокие творческие результаты. При этом способность рассматривается как переход субъекта из одного состояния в другое, как проявление самоизменения, саморазвития, вектор которого ведет к более высокой эффективности в усложняющемся мире [2].
Универсальным качеством профессиональной конгруэнтности личности специалиста выступает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя. Познание себя – внешнее, телесное и внутреннее, духовное – необходимо для будущего и настоящего благополучия личности. Для того, чтобы личность в своей профессиональной деятельности реализовала свои способности, требуются определенные действия, а также последовательность этапов осмысления. При несовпадении профессионального и личностного происходит рост противоречий в ранее сложившемся на разных полюсах смысле, что способствует переходу к расчленению сложившейся культуры, поиску элементов нового целого, которое возможно на основе сложного творческого синтеза смыслов.
Интерпретация – попытка переосмысления экстраполяции на основе корректировки старого смысла новыми условиями (средствами, целями). Интерпретация понимается как узнавание в другом нового, выходящего за рамки существующей культуры. В процессе интерпретации происходит снятие ранее сложившихся смыслов, каждый из которых создает предпосылку, элемент нового синтеза на основе нового опыта, возросшего культурного богатства. В такой ситуации старые смыслы не исчезают, а лишь оттесняются в культурное подсознание [2]. Таким образом, актуальный потенциал культуры превращается в скрытый потенциал, который в моменты кризиса актуализируется и содержит, возможно, более древние варианты смыслов, решений [3].
Переход, который проходит человеческое творчество, мысль, смыслообразо-вание в разворачивание, саморазвитие творческих сил, способностей человека – является важным условием формирования профессиональной конгруэнтности личности специалиста в образовательном пространстве.
Обоснование профессиональной конгруэнтности не может решаться без личностно ориентированного и гуманистического подходов в образовании, без уточнения позиции образовательного учреждения к уровню готовности и возможности усвоения личностью выбранной профессиональной программы. При несоответствии уровня подготовленности к требуемому начальному этапу образования инициируются самопроцессы личности, при условии, если выбранная профессиональная деятельность является смыслообразующей. Как мы уже говорили, личность имеет определенные взгляды на свое будущее и настоящее. Современное поколение студентов активно стремится реализовать свои личностно важные цели, поэтому в процессе профессионального развития присутствуют не только и не столько социальные приоритеты деятельности в выбранной сфере, но и отражается определенная индивидуальная модель будущего.
Приоритетность общечеловеческих ценностей и свободного развития личности отражается на формировании профессиональной конгруэнтности развития личности специалиста.
Неконгруэнтное профессиональное развитие личности специалиста проявляется в следующих показателях: снижение познавательной активности, общей культуры личности, воспитанности, отсутствие желания «стремиться учить творить» (приходим к реальности «заставлять учить»), работать по профессии. В этом раскрывается главное, на наш взгляд, противоречие, когда творческая позиция преподавателя в решении учебных задач не совпадает с образовательными потребностями учащихся. Мы можем активизировать процесс обучения не только различными традиционными подходами стимулирования их деятельности, но посредством разработки и постоянного поиска новой системы постановки целей и задач обучения на основе актуальных потребностей личности. Учет индивидуальных потребностей личности в образовании способствует поддержанию активности личности в процессе формирования профессиональной конгруэнтности развития личности специалиста. Такая работа важна еще и потому, что при особой организации учебной деятельности, строящейся на понимании интересов личности, возможна ее познавательная инициатива.
Изучение практической деятельности вуза позволяет нам утверждать о недостаточном использовании данных возможностей, этих резервов развития личности специалиста.
В заключение важно отметить, что личность реализует в процессе профессионального развития не государственный заказ, или готовится решать не только государственные, общественные задачи, которые предписаны той или иной специальностью, но и стремится достичь жизненно важных позиций, что представляет для нее актуаль-
Список литературы Теоретические аспекты понимания профессиональной конгруэнтности специалиста в процессе вузовской подготовки
- Ладыжец, Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации [Текст]/Н. С. Ладыжец. -Ижевск: Изд-во Нижегородского ун-та, 1992.
- Ахиезер, А. С. Между Я и Другим [Текст]/А. С. Ахиезер//Мир психологии. -2001. -№ 3.
- Ахиезер, А. С. Архаизация в российском обществе. Методологическая проблема [Текст]/А. С. Ахиезер//Общественные науки и современность. -2001. -№2.
- Ривес, С. М. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст]/С. М. Ривес, Н. М. Шульман; под ред. Н. Л. Селивановой. -М., 1998.
- Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст]/А. С. Белкин. -М., 1991.
- Борисенков, В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки [Текст]/В. П. Борисенков//Педагогика. -2004. -№ 1. -С. 3-10.
- Яркина, Т. Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект [Текст]/Т. Ф. Яркина. -М., 1996.