Теоретические основы процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам
Автор: Мокшев Дмитрий Петрович
Журнал: Известия Волгоградского государственного педагогического университета @izvestia-vspu
Рубрика: Педагогические науки
Статья в выпуске: 10 (153), 2020 года.
Бесплатный доступ
Освещаются теоретические основы процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к правовым нормам. Выделяются компоненты данного интегративного качества личности, критерии и уровни его сформированности.
Правовые нормы, старшеклассник, ценностное отношение, правомерное поведение, мотивация
Короткий адрес: https://sciup.org/148310188
IDR: 148310188
Текст научной статьи Теоретические основы процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам
В современном обществе возрастает запрос на социальную справедливость. Целостное гражданское общество, на путь построения которого встала наша страна, нуждается в фундаментальной ценностной основе, способной стать плацдармом масштабных преобразований как в общественном, так и в личностном мировоззрении. Такой основой, вне всякого сомнения, может стать национальная правовая система.
Правовые нормы, являясь предметно воплощенными ценностями, представляют собой своеобразный буфер, проецирующий общечеловеческие ценности на личностный уровень. Поэтому процесс активного гражданско-правового воспитания необходимо начинать со школьной скамьи.
Согласно данным статистики, за 2019 г. было поставлено на учет в органы ПДН 145 тысяч подростков (из них более 70 тысяч совершили правонарушения, не достигнув возраста 16 лет). К характерным чертам данной группы правонарушителей относится среди прочего низкий уровень образования (80% правонарушителей имели только начальное или основное общее образование, а 25% на момент совершения преступления нигде не учились и не были студентами) [3]. Даже среди учащихся подростков, как отмечает Г.Н. Василевская, только единицы «могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства» [1]. Приведенные данные говорят о том, что проблема правовой грамотности и правовой информированности подрастающего поколения, формирования у обучающихся позитивного отношения к законам и нормам права стоит сейчас особенно остро.
Здесь выявляется важнейшая ценностная оппозиция. С одной стороны, очевидно, что принцип Dura lex sed lex должен господствовать в общественном и личностном сознании. С другой стороны, нормы права не должны ограничивать естественные права и свободы человека, становиться препятствием на пути свободомыслия, самовыражения и, как следствие, общественного прогресса. Данное противоречие ставит перед педагогом-правоведом достаточно сложную задачу: способствуя становлению ценностного отношения старшеклассников к нормам права, он не должен сформировать у юных граждан правовой фетишизм, абсолютизирующий роль права в жизни общества и личности. Поиск золотой середины в этом вопросе наполняет проблему определения компонентов ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам особой актуальностью.
На ранних этапах исследования мы установили, что ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам представляет собой совокупность ценностных установок, выражающихся во внутреннем уважении к нормам права, осознании и признании абсолютной ценности права как явления и отдельных правовых ценностей и находящих внешнее проявление в правомерном поведении [5, c. 68].
Проблему ценностного отношения человека к нормам права в том или ином контексте в своих исследованиях затрагивали такие зарубежные и отечественные исследователи, как В. Франкл, Л. Кольберг, М. Рокич, Д.А. Леонтьев, Е.А. Певцова, А.А. Геворкян, Р.К. Лав-риченко и др.
В качестве основных структурных элементов ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам нами были выделены следующие его компоненты: потребностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональноценностный, поведенческо-деятельностный, рефлексивно-оценочный.
Потребностно-мотивационный компонент ценностного отношения к правовым нормам является спусковым механизмом формирования рассматриваемого нами качества личности. При этом данный компо-
нент можно рассматривать одновременно с двух точек зрения: 1) как потребность в изучении правовых основ, к самостоятельному добыванию и усвоению информации о правовой действительности; 2) как мотивацию дальнейшего следования правовым предписаниям, правомерного поведения. В такой интерпретации потребностно-мотивационный компонент ценностного отношения тесно связан с поведенческо-деятельностным (см. ниже). В контексте нашего исследования представляет интерес концепция А. Маслоу, согласно которой потребность в законе входит в состав потребности человека в безопасности, являющейся, в свою очередь, одной из фундаментальных в иерархии потребностей, уступая по своей значимости лишь физиологическим потребностям. Автор подчеркивает, что потребность в безопасности обретает особую значимость для общества, когда «бал правят беззаконие и анархия» [4]. Очевидно, что подобная перспектива пугает и каждую отдельную личность, поэтому потребность в изучении и соблюдении закона продиктована в числе прочего и инстинктом самосохранения.
Когнитивный компонент можно назвать интеллектуальным базисом ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам, поскольку именно он отвечает за познание правовой действительности, получение и обработку информации о праве и общественных явлениях, на которые право оказывает непосредственное влияние. Как справедливо считает Л.А. Радченко, правовые знания старшеклассника «становятся главным ресурсом формирования его индивидуального правосознания» [6, с. 37]. Поскольку в случае с данным компонентом очень большое значение имеет принцип кумулятивизма (накопления правовой информации), то можно заключить, что чем лучше развит именно этот компонент, тем более высока вероятность формирования ценностного отношения к правовым нормам в целом.
Эмоционально-ценностный компонент является ключевым в структуре ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Именно этот компонент включает в себя внутреннее психологическое восприятие индивидом конкретной ситуации, тех или иных действий и их последствий, соотнесение их с собственными морально-ценностными ориентирами. Иными словами, именно эмоционально-ценностный компонент дает возможность говорить об отношении. Таким образом, если данный компонент развит у учащегося слабо, невозможно говорить и о сформированности рассматриваемого нами интегративного качества личности в целом. В этой связи интересной представляется позиция В. Франкла, который выделяет отношения в отдельный тип ценностей, наряду с ценностями творчества и ценностями переживания. Он отмечает, что ценности отношения – «это позиция, которую человек занимает по отношению к своей ситуации в том случае, если он не может изменить свою судьбу» [7, c. 276]. И хотя исследователь рассматривает ценности отношения в контексте борьбы человека с неизлечимыми болезнями, представляется возможным транспонировать данную формулу и на отношение человека к нормам права, поскольку правовые нормы также пред-заданы человеку, даны ему в готовом виде, и он не в состоянии их изменить (если, конечно, не обладает властными полномочиями). Таким образом, одна из основных задач в процессе формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам – способствовать становлению индивидуальной ценностной позиции каждого учащегося. Данная задача обуславливает применение в нашем исследовании аксиологического и личностно ориентированного подходов.
Поведенческо-деятельностный компонент характеризует рассматриваемое качество личности с внешней стороны. Как отмечает А.А. Геворкян, ценность нормы права «состоит в том, что она предписывает общественно полезный вариант поведения» [2, с. 25]. Развитость поведенческого компонента позволяет старшекласснику чувствовать ответственность за свои поступки и действия, соотносить их с действующими правовыми нормами, сознательно выбирать для себя правомерные модели поведения. При этом можно проследить последовательность формирования компонентов: полученная старшеклассником правовая информация и выработанное эмоциональное отношение к ней трансформируются в поведенческие паттерны.
К составляющим рефлексивно-оценочного компонента относятся: а) умение устанавливать и осознавать связь между собственными действиями и предписаниями правовых норм; б) адекватная оценка собственного отношения к нормам права; в) умение адекватно оценивать отношение других людей к правовым нормам.
Все компоненты ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам нераз-
Выраженность критериев на разных уровнях сформированности ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам
Критерии Уровни Практикоориентированный Нейтральный Противоречивый (нейтральнонигилистический) 1. Степень сформированности правовых потребностей и мотивации Учащийся имеет стабильно высокую мотивацию к изучению правовых основ, основанную на имманентной субъективной потребности в безопасности Учебная мотивация стабильна, но должна перманентно поддерживаться извне Мотивация к изучению правовых основ слабая и неустойчивая 2. Степень информированности о правовых нормах и законах Правовые знания учащегося отличаются полнотой и нередко выходят за рамки материала, изученного на занятиях. Этих знаний достаточно для решения практических задач и ориентации в различных жизненных ситуациях Правовые знания учащегося не выходят за рамки материала, изученного на занятиях, их может оказаться недостаточно для решения практических задач и уверенной ориентации в различных жизненных ситуациях Правовая информация усваивается с трудом, правовых знаний учащегося явно недостаточно для решения практических задач и ориентации в жизненных ситуациях различного рода 3. Степень эмоционального отношения к соблюдению правовых предписаний Отношение учащегося к нормам права и закону реалистичнопозитивное (правовой реализм), осознается ценность правовых норм для общества и личности Отношение учащегося к нормам права и закону нейтральное, могут присутствовать сомнения в их ценности для общества и личности (правовой скептицизм) Отношение учащегося к нормам права и закону нейтральноотрицательное, правовой скептицизм достигает крайней степени, трансформируясь в некоторых случаях в правовой нигилизм 4. Степень сформированности умений и навыков правомерного поведения Поведение учащегося полностью согласуется с правовыми предписаниями, характеризуется осознанностью Поведение учащегося имеет законопослушную направленность, но исходит из конформистских соображений («быть как все», не выделяться) В поведении учащегося возможны девиации, отклонения от правовых предписаний 5. Степень осознания собственного отношения к правовым нормам Учащийся адекватно оценивает собственное отношение и отношение других людей к нормам права, умеет находить и предлагать пути решения проблем, лежащих в правовой плоскости Оценка учащимся собственного отношения и отношения других людей к нормам права может вызывать затруднения, учащийся не может предлагать собственные пути решения правовых вопросов Оценка учащимся собственного отношения и отношения других людей к нормам права зачастую неадекватна и ошибочна, учащийся не может предлагать собственные варианты решения правовых вопросов рывно связаны между собой, причем для их полной сформированности необходимо сочетать комплексность и последовательность развития каждого из компонентов, обеспечивая, таким образом, системность их развития. Все это делает необходимым применение в нашем исследовании еще одного методологического подхода – системного.По нашему мнению, ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам можно эффективно формировать путем внедрения элективного курса «Ценности права», в котором внимание акцентируется на ценностном наполнении ключевых прав и обязанностей человека и гражданина. В ходе каждого занятия учащиеся всесторонне рассматривают одно из фундаментальных прав человека, знакомятся с содержанием нормативно-правовых актов, разбирают практико-ориентированные кейсы, играют в деловые и ролевые игры правового содержания, участвуют в дискуссиях по самым актуальным вопросам правовой действительности, подготавливают творческие работы по заранее подготовленным проективным вопросам (эссе, рефераты) и т. д.
В качестве критериев сформированности ценностного отношения к правовым нормам мы выделяем следующие.
-
1. Степень сформированности правовых потребности и мотивации – осознание правовой нормы как ценности, внутренняя потребность и мотивация к изучению правовых основ. Показатели: признание ценности правовых норм и предписаний для себя и общества, внутренняя мотивация и потребность следования правовым предписаниям, мотивация к дальнейшему повышению уровня собственной правовой информированности и правовой культуры в целом.
-
2. Степень информированности о правовых нормах и законах – владение системой знаний о правовых нормах и праве в целом. Показатели: полнота правовых знаний, их ограниченность рамками изучаемого на занятиях материала.
-
3. Степень эмоционального отношения к соблюдению правовых норм – соответствующее отношение учащегося к правовым нормам и соблюдению правовых предписаний. Показатели: эмоциональное отношение к нормам права и закона и его характеристика.
-
4. Степень сформированности умений и навыков правомерного поведения – способность применять правовые знания в практической деятельности. Показатели: умение согласовывать собственное поведение с правовыми предписаниями и осознанность правомерного поведения.
-
5. Степень осознания собственного отношения к правовым нормам – способность критически оценивать собственное отношение к правовым нормам, к праву и закону, а также критически относиться к правовой действительности. Показатели: умение адекватно определять и оценивать собственное отношение к праву и закону, а также отношение других людей, умение находить и предлагать собственные пути решения проблем, лежащих в правовой плоскости.
На основании сопоставления критериев и показателей нами было выявлено три уровня ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: практико-ориентированный, нейтральный и противоречивый (нейтрально-нигилистический). Особенности выраженности выделенных нами критериев на каждом из обозначенных уровней сформированности ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам представлены в табл. на с. 58.
Результатом процесса формирования является социально востребованный уровень ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам.
Сформулируем выводы.
-
1. Формирование ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам является важной педагогической проблемой, актуальность которой обуславливается современными тенденциями развития российской системы образования в рамках гуманистической образовательной парадигмы.
-
2. Содержательная структура ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам состоит из пяти взаимосвязанных компонентов, ключевым из которых является эмоционально-ценностный.
-
3. Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам может быть сформировано в условиях общеобразовательного учреждения путем практического внедрения специализированных учебно-воспитательных программ и курсов.
Список литературы Теоретические основы процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам
- Василевская Г.Н. Причины подростковой преступности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Информио. URL: https://www.informio.ru/publications/id4254/Prichiny-podrostkovoi (дата обращения: 27.07.2020).
- Геворкян А.А. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: дис. … канд. пед. наук. СПб., 1996.
- Егоров И. Особо опасные дети // Рос. газ. 2020. 20 апр.
- Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс] / пер. с англ. А.М. Татлыбаева. URL: http://psylib.org.ua/books/masla01/ (дата обращения: 30.07.2020).
- Мокшев Д.П. Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам: понятие и признаки // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: материалы XI Междунар. науч. конф. Шуя, 2018. С. 67-69.
- Радченко Л.А. Теоретические основы формирования индивидуального правосознания старшеклассников // Сиб. пед. журн. 2015. № 6. С. 35-40.
- Франкл В.Э. Воля к смыслу / пер. с англ. Д. Гурьева, А. Суворовой. М., 2000.