Теоретико-методические аспекты обучения концертмейстерскому искусству

Бесплатный доступ

В предлагаемой статье актуализируются вопросы обучения концертмейстерскому искусству в высшем образовании, освещаются основные теоретические взгляды, характерные особенности деятельности и методические ресурсы; обозначаются общие и специфические функции (образовательная, развивающая, воспитывающая; познавательно эвристическая, преобразующая, компенсаторная). В работе уделяется особое внимание фундаментальным научным позициям педагога, пианиста концертмейстера А. А. Люблинского, раскрывается обоснованный ученым «примат содержания» как «универсальный принцип» и ключевой концепт для дальнейшего осмысления современных теоретико методологических основ обучения концертмейстерскому искусству. На основе предпринятого рассмотрения ряда научных, учебных и методических трудов излагаются отдельные ключевые понятия (концертмейстер, искусство концертмейстера и др.); формулируются принципы, отражающие специфику концертмейстерской деятельности (художественно эстетического унисона, предуготовленности к импровизации, сотворчества в интерпретации). Автором делается вывод о необходимости дальнейшей разработки научно методической базы и сохранении имеющихся отечественных достижений при обучении концертмейстерскому искусству в современных условиях.

Еще

Деятельность концертмейстера, обучение искусству, аккомпанемент

Короткий адрес: https://sciup.org/144163095

IDR: 144163095   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2024-3119-83-91

Список литературы Теоретико-методические аспекты обучения концертмейстерскому искусству

  • Байбикова Г. В., Путинцева Т. С. Концертмейстерский класс: учебно-методическое пособие. Белгород: БГИИК, 2021. 136 с. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/214796
  • Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник по курсу «Эстетика» для студентов вузов. Москва: Высшая школа, 2002. 511 с.
  • Бошук Г. А. Методы, активизирующие креативные способности студентов в процессе концертмейстерской практики в вузе // Многоуровневая система профессионального художественного образования: современные технологии обучения (к 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств России, композитора Г. М. Плотниченко): Сборник материалов Третьей Южно-Российской научно-практической конференции. Краснодар, 2003. С. 300-308.
  • Бошук Г. А. Педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2004. 23 с.
  • Иванова И. К. Искусство концертмейстерского мастерства // Восточно-европейский научный журнал. 2016. № 7. С. 148-150.
  • Кабкова Е. П. Возможности расширения спектра профессиональной подготовки студентов в высшем и среднем специальном образовании в сфере культуры и искусства // Казанский педагогический журнал. 2019. № 4. С. 20-23.
  • Калицкий В. В. История формирования учебной дисциплины «Концертмейстерский класс» // Музыкальное искусство и образование. 2017. № 2. С. 99-112.
  • Калицкий В. В. Методика преподавания дисциплины «Концертмейстерский класс» в вузе: учебно-методическое пособие. 2-е изд. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. 336 с. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/195710
  • Концертмейстерский класс: учебно-методическое пособие / составители Н. Я. Лузум [и др.]; под редакцией И. Г. Кузнецовой. Нижний Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2012. 62 с. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/108404
  • Кравец М. В., Борисова Е. Н. Психолого-педагогический аспект подготовки будущего пианиста-концертмейстера в контексте профессиональной коммуникативной среды // Концепт. 2017. № 3 (март). [Электронный ресурс]. URL: http://ekoncept.ru/2017/170067. htm
  • Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов. Москва: Академия, 2002. 181 [2] с.
  • КурицкаяЛ. В. Коучинговый подход в работе со студентами концертмейстерского класса // Манускрипт. 2019. Том 12. Выпуск 11. C. 265-269. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.30853/ manuscript 2019.11.49
  • Люблинский А. А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы / Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Ленинград: Музыка. Ленинградское отделение, 1972. 80 с.
  • Нигматов З. Г., Шакирова Л. Р. Теория и технологии обучения в высшей школе: курс лекций. Казань: Казанский ун-т, 2013. 463 с.
  • Островская Е. А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 106-107. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1755
  • Паранина Е. В., Сизова О. А. Организация самостоятельной работы студента в классе концертмейстерского мастерства: учебное пособие. Нижний Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2014. 48 с. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/108422
  • Пономарёва Е. И. Советы начинающим концертмейстерам (специфика работы в вокальном классе) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014. № 4(17). С. 60-66.
  • Самсонова Л. Н., Ануфриева Н. И. Роль объективного музыкального содержания в сотворческом процессе концертмейстера и студента-вокалиста // Будущее науки-2020: Сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции. В пяти томах. Том 3. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. С. 88-90.
  • Соловьева Л. А. Формирование профессиональных и психолого-педагогических качеств музыканта-концертмейстера // Концепт. 2015. № 06 (июнь). ART 15189. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/15189. htm
  • Хотенова Н. Н. Методика преподавания концертмейстерского класса: учебное пособие для самостоятельной работы студентов консерваторий и вузов искусств. Магнитогорск: ГБОУ ВО ЧО «МаГК (академия) им. М. И. Глинки», 2020. 72 с.
  • Цатурян К. А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1984. 16 с.
  • Юдин А. Н. Изучение отечественного концертмейстерства первой половины ХХ столетия в контексте учебного курса «История и теория аккомпаниаторского искусства» // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 3. С. 113-126.
  • Юдин А. Н. Актуальные вопросы подготовки пианистов к концертмейстерской деятельности // Музыкальное искусство и образование. 2016. № 4. С. 103-112.
Еще
Статья научная