Топос Венеции в новеллах Т. Манна и Д. дю Морье
Автор: Абилова Фируза Абуталибовна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Статья в выпуске: 2 (34), 2016 года.
Бесплатный доступ
В новелле Т.Манна «Смерть в Венеции» двойственный облик города выступает как отражение двойственной природы творчества, которое требует определенного равновесия разума и страсти, духа и чувственности. Это равновесие легло в основу шедевра писателя Ашенбаха, но он отдается безумию страсти к Тадзио, пускаясь в эротическую авантюру. В статье анализируется обращение Т.Манна к проблеме гомосексуальных отношений как к способу обострить творческие потенции художника. В новелле Д. дю Морье «Ганимед» двуликая Венеция становится отражением двойного кодирования, которое позволяет рассмотреть произведение и как явление массовой литературы, и как травестию манновского шедевра.
Топос, двойственность, творчество, разум, страсть, венеция, двойной код, травестия
Короткий адрес: https://sciup.org/14729438
IDR: 14729438 | DOI: 10.17072/2037-6681-2016-2-120-127
Список литературы Топос Венеции в новеллах Т. Манна и Д. дю Морье
- Акройд П. Венеция. Прекрасный город/пер. с англ. В. Кулагиной-Ярцевой, Н. Кротовской, Г. Шульги. М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2012. 496 с
- Баевский В.С. Сквозь магический кристалл: поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А.С. Пушкина. М.: Прометей, 1990. 158 с
- Бачинин В. Он взвешен на весах и найден очень легким. Смерть, Венеция и игра в гомоэро-тический бисер//Нева. 2014. №3. URL: http://magazines.russ.ru/neva/2014/3 (дата обращения: 20.02.2016)
- Визгин Вик. П. Испытание разума. К интерпретации новеллы Т. Манна «Смерть в Венеции»//Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989. С.148-156.
- Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература»//Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 203-216
- Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста//Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 129-132
- Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-литературная проблема//Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 380-389
- Манн Г. «Смерть в Венеции». Новелла Т. Манна//Манн Г., Манн Т. Эпоха; Жизнь; Творчество. Переписка, ст./пер. с нем.; сост., авт. предисл. и коммент. Т.Н. Знаменской. М.: Прогресс, 1988. 496 с
- Манн Т. Письма/пер. с нем. С.К. Апта. М.: Наука, 1975. 463 с
- Манн Т. Из дневников/пер. с нем., предисл. и коммент. И. Эбаноидзе//Новый мир. 1996. № 1. С.181-202
- Макшеева Н.В. Финалы итоговых текстов (На материале новеллы Т. Манна «Смерть в Венеции» и одноименного фильма Л. Висконти)//Поэтика финала. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. 268 с. URL: http://litceysel.ru/amdc/main. html (дата обращения: 20.02.2016)
- Меднис Н.Е. Венецианский текст русской литературы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. 392 с. URL: http://libatriam.net/read/146577/0/(дата обращения: 20.02.2016)
- Смирнова Н.А. Венеция: Анадиомена, Муза, Парка//Текст: онтология и техника. Нальчик, 2001. С. 140-151
- Соболева О.В. Венецианский текст в современной русской литературе: продолжение и преодоление традиции//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 5(11). С. 184-188
- Федоров А.А. Томас Манн. Время шедевров. М.: Изд-во МГУ, 1981. 336 с
- Шогенцукова Н.А. Когда дует сирокко//Шогенцукова Н.А. Лабиринты текста. Нальчик: Эльбрус, 2002. С. 178-195