Традиции и современность в обучении вокальному искусству

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются отдельные методические аспекты обучения вокальному искусству в профессиональном образовании; уделяется внимание исторически сложившимся традиционным методам, акцентируется «осмысление звукотворчества» в школе пения М. И. Глинки и «русское вдохновение» в вокальном искусстве. Освещается ряд научных трудов и разные подходы к обучению академическому пению (художественно педагогический, общедидактический и др.); затрагиваются вопросы духовного развития вокалистов, взаимосвязи научного и эмпирического знания в развитии методологии постановки певческого голоса; заостряется проблема сохранения отечественных традиций в исполнении вокальной музыки. Автором упоминаются положительные стороны применения информационных технологий, говорится о преимуществах вокального коучинга в современной образовательной практике; делается вывод о перспективах развития отечественной методической мысли в обучении вокальному искусству в высшей школе на основе выделенных групп методик (духовно ценностные, художественно образные, научно образовательные).

Еще

Профессиональное образование, историко педагогические традиции, вокальное искусство

Короткий адрес: https://sciup.org/144163067

IDR: 144163067   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2024-2118-136-144

Список литературы Традиции и современность в обучении вокальному искусству

  • Алексеева Л. Л. Профессиональное взаимодействие в области искусств России и Италии // Россия -Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке: монография // Под науч. ред. С. В. Ивановой, Д. Кароли. Выпуск. ред., перев. с англ. И. М. Елкина; перев. с итал. Д. Кароли. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. С. 664-688.
  • Алиев И. Ю. Методологическое содержание деятельности педагога-вокалиста: Теоретический аспект: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 1996. 19 с.
  • Антонова Л. В. Методика обучения студентов академическому пению: история и проблемы исследования // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 70-74.
  • Белоусенко М. Т., Стародубцева И. Ф. Вокальное образование от «а» до «я» в образовательной системе Российской Федерации // Наука. Искусство. Культура. 2017. Выпуск 4 (16). С. 147-150.
  • Библиотека Русского географического общества: Мусикийская грамматика Николая Дилецкого / Посмертный труд С. В. Смоленского; Изданный на средства Председателя Общества графа С. Д. Шереметева. [Санкт-Петербург]: Комитет Императорского Общества Любителей Древней Письменности, 1910 (Тип. М. А. Александрова). XII, 174 с. [Электронный ресурс] URL: https://elib. rgo.ru/handle/123456789/236276
  • Варламов А. Е. Полная школа пения: Учебное пособие. 4-е изд., стер. Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. 120 с.: нот. (Мир культуры, истории и философии).
  • Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио (для среднего голоса) // Общая редакция И. К. Назаренко. Москва-Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1951. 59 с.
  • Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 1968. 675 с.
  • Ефимова Н. И., Шарма Е. Ю. Вокальное искусство России рубежа XIX-XX вв.: наука и эмпирия // Голос и речь. 2012. № 3(8). С. 29-36.
  • Зорилова Л. С. Некоторые теоретико-методические особенности духовного развития вокалистов в вузах культуры и искусств // Вокальное образование начала XXI века. Юбилейный сборник научных трудов, посвящённый 10-летию вокального факультета МГУКИ. Москва: Новый ключ, 2008. С. 62-65.
  • Кизин М. М. Русская певческая школа М. И. Глинки // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 4 (32). С. 105-108.
  • Косовцов Н. Е. Классическое вокальное образование в России в XIX веке. Теоретические основы и традиции // Ценности и смыслы. 2018. № 1 (53). С. 45-64.
  • Косовцов Н. Е. Проблемы методического обеспечения современного академического вокального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1. № 2(91). С. 76-90.
  • Майковская Л. С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700 Музыкальное образование. Москва: Музыка, 2006 (Москва: Тип. «Наука»). 109 с.
  • Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. Учебно-методологическое издание для вокалистов. Москва: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Институт психологии РАН, Центр «Искусство и наука», 2008. 592 с.
  • Мостицкий В. А. Инновационная образовательная деятельность в сфере вокального искусства: актуальные тенденции // Южно-Российский музыкальный альманах. 2015. № 2(19). С. 5-9.
  • Назаренко И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Изд.3-е, дополн. Москва: Музыка, 1968. 333 с.
  • Никулина Н. Н., Березина С. В., Ушаков И. И. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 165-169.
  • Петелин А. С., Лу Х. Методологические подходы к организации развивающего обучения вокалу // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 102-105.
  • Прянишников И. П. Советы обучающимся пению. Учебное пособие. Изд. 6-е, испр. Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. 144 с.: нот.
  • Радищев А. Н. О человеке, о его смертности и бессмертии. Книга первая // Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. Москва; Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 2 (1941). С. 37-142. [Электронный ресурс] URL: https://rvb.ru/18vek/radishchev/01text/vol2/01text/026. htm ?ysclid=ltbuclo 7il231381571
  • Руднева С. В. Феномен вокального коучинга в современном музыкальном образовании // Манускрипт. 2019. Том 12. Выпуск 3. С. 131-135.
  • Черная Е. С. Беседы об опере (Народный университет, факультет литературы и искусства). Москва: Знание, 1981. 160 с.
Еще
Статья научная