Традиция во вьетнаме: реальность или симулякр?

Автор: Гилл Е.В., Крапчунов Д.Е.

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 (58), 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена феномену традиционализма в контексте онтологической недостаточности человека. В культуре существуют разные способы репрезентации недостаточности, которая может преодолеваться или корректироваться. В глобальной реальности кризис идентичности и усиление чувства нехватки связаны с изменением структур личности и идентичности в динамичной социальной реальности, где все большую роль играет виртуальный способ размыкания человека к миру, а также множатся виды онтического бытия. Ответом на усиление нехватки становятся два постсекулярных вектора виртуализации - прямой уход в виртуальность и традиционализм, импульсом которого является возвращение к социальному в такой его утерянной форме, которая бы обещала укорененность в традицию и возврат к религии в неразрывной связи с ее национальным носителем. В свете концепции онтологической недостаточности и на основе полевых исследований явлений традиционализма во Вьетнаме и других странах авторы эксплицируют традиционализм как виртуализацию реальности и манипулятивную подмену онтологического онтическим. Особенность традиционализма как мировоззрения и идеологии состоит в том, что она представляет саму традицию в качестве ценности, тогда как она есть механизм сохранения и передачи ценностей. Показано, что традиционализм представляет собой наиболее радикальную культурную форму возврата структур исторического прошлого, что представляется духовно необходимым. Однако эти структуры являются отжившими, неконструктивными и обращение к ним вместо преодоления недостаточности превращает человека в самодостаточную структуру, т.е. противоречит принципиальной онтологической открытости человека. Авторы объясняют традиционализм во Вьетнаме как изобретение традиции, не основанное на исторической почве, и показывают, как традиция превращается в симулякр и виртуализацию реальности.

Еще

Традиция, вьетнам, традиционализм, духовная практика, религия, онтологическая недостаточность

Короткий адрес: https://sciup.org/147244138

IDR: 147244138   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2024-2-241-249

Список литературы Традиция во вьетнаме: реальность или симулякр?

  • Антощенко В.И. Мифологические персонажи в государственном пантеоне духов во Вьетнаме // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2002. № 4. С. 108–131.
  • Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. с фр. О.А. Печенкина. Тула, 2013. 204 с.
  • Быстров В.Ю. Человек в мире традиций: монография. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. 159 с.
  • Дугин А.Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр, 2002. 624 с.
  • Макаров А.И. Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. М.: Едиториал УРСС, 2001. Вып. 6. С. 275–283.
  • Новакова О.В. Вьетнам: поиск культурной идентичности в новых политических реалиях // Юго-Восточная Азия: историческая память, этнокультурная идентичность и политическая реальность: сб. статей / отв. ред. Н.Н. Бектимирова. М.: Ключ-С, 2009. Вып. 1. С. 258–275.
  • Старикова Е.О. Конструирование образа национальной культуры во Вьетнаме // Азия и Африка сегодня. 2020. № 1. С. 61–65. DOI: https://doi.org/10.31857/s032150750008525-9
  • Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. 510 с.
  • Хобсбаум Э. Изобретение традиций / пер. с англ. С.А. Панарина // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47–62.
  • Хоружий С.С. Злоключения традиции, или Почему нужно защищать традицию от традиционалистов // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 104–120.
  • Хоружий С.С. Проблематика рисков современности: концептуальные основания и ведущие подходы // Фонарь Диогена: человек в многообразии практик. 2015. № 1. С. 131–157.
  • Цветов П.Ю. Короли Хунги: от историографической проблемы к государственному культу // Восток (ORIENS). 2004. № 4. С. 109–114.
  • Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. / пер. с фр. А.А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000. 394 с., 415 с.
  • Kelley L.C. The Biography of the Hồng Bàng Clan as a Medieval Vietnamese Invented Tradition // Journal of Vietnamese Studies. 2012. Vol. 7, iss. 2. P. 87–130. DOI: https://doi.org/10.1525/ vs.2012.7.2.87
  • Krapchunov D.E. Maximova E.V. Freedom of Belief and Ecological Consciousness in India // Perishable and Eternal: Mythologies and Social Technologies of Digital Civilization: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Veliky Novgorod, November 22–23, 2021). London, UK: European Publisher Ltd., 2021. Vol. 1. P. 681–687. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.12.03.91
  • Sedgwick M. Against the modern world: Traditionalism and the secret intellectual history of the twentieth century. N.Y.: Oxford University Press, 2004. 370 p. Taylor K.W. The Birth of Vietnam. Berkeley, CA: University of California Press, 1983. 397 p. DOI: https://doi.org/10.1525/9780520343108 What is Intangible Cultural Heritage? / UNESCO. 2011. URL: https://ich.unesco.org/en/collection00002 (accessed: 21.01.2024).
  • Zuckerman P. Atheism: Contemporary Numbers and Patterns // The Cambridge Companion to Atheism / ed. by M. Martin. N.Y.: Cambridge University Press, 2006. P. 47–66. DOI: https://doi.org/ 10.1017/ccol0521842700.004
Еще
Статья научная