Уроки истории в "Собрании стародавних повестей": по рассказам из жизни семьи Фудзивара

Бесплатный доступ

История семьи Фудзивара в старинной японской словесности обсуждается как в памятниках, целиком посвященных ей («То:си кадэн», «Оокагами»), так и в текстах с более широким охватом тем. «Кондзяку моногатари сю:» («Собрание стародавних повестей», 1120-е гг.) включает в себя подборку рассказов о сановниках из рода Фудзивара (свиток 22-й). Не будучи историческим сочинением, «Кондзяку» тем не менее представляет особый взгляд на прошлое, достоверное в смысле внутренней связности событий и поучительное в смысле осуществления всеобщего закона причин и последствий в судьбах конкретных людей. Универсальные буддийские уроки сочетаются здесь с особыми выводами для каждого из разрядов людей (монашеский путь, «путь воинов», «путь разбойников»). В случае Фудзивара перед нами «путь знати»: сановники предстают скорее не как политики в борьбе за влияние при дворе, а как носители семейной традиции служилых аристократов. Она предполагает особый навык выбора жен и распределения детей по достойным должностям сообразно природным задаткам, а критерием успеха служит дальнейшее процветание рода. За пределами 22-го свитка в «Кондзяку» также встречаются рассказы о людях из рода Фудзивара, включая его младшие ветви. У них свои обрядовые предпочтения и своя удача, Фудзи-вара по-особому страдают, умирают, шутят и грешат. Порой по рассказам из разных свитков можно проследить судьбу одного и того же человека в разных ее поворотах: такие личные истории, проходя сквозь тематическую структуру собрания, укрепляют его внутреннее единство, работают на впечатление связи всех со всеми в большом мире людей и будд.

Еще

Японская литература, кондзяку моногатари, род фудзивара, сэцува

Короткий адрес: https://sciup.org/170175930

IDR: 170175930   |   DOI: 10.24866/1997-2857/2020-1/18-29

Список литературы Уроки истории в "Собрании стародавних повестей": по рассказам из жизни семьи Фудзивара

  • Бабкова М.В. Монашеский и мирской пути в «Собрании стародавних повестей» // Религиоведческие исследования. 2019. № 1. С. 29-49.
  • Дьяконова Е.М. Старцы-рассказчики в «исторических повествованиях» эпох Хэйан и Камакура (XI-XIV вв.) // История и культура Японии. М.: ИВ РАН; Крафт+, 2002. С. 211-234.
  • Китагава Дж.М. Религия в истории Японии. СПб.: Наука, 2005.
  • Кондзяку моногатари-сю: (Собрание стародавних повестей) // Син Нихон котэн бунгаку тайкэй. Т. 33-37. Под ред. Конно Тоору, Икэга-ми Дзюнъити, Коминэ Кадзуаки, Мори Масато. Токио: Иванами, 1993-1999.
  • Ли Сиджун. Кондзяку моногатари-сю: маки нидзюни, маки нидзюсан-но ко:сацу. Хё:-го-ни араварэта хэнсядзо-о мотомэтэ (Размышления над 22 и 23 свитком «Кондзяку моногатари-сю:». Анализ образа составителя в его выражении через его замечания) // То:кё: дайга-ку хикаку бунгаку то бунка кэнкю:кай ронсю:. 1995. Вып. 11. С. 71-89.
  • Маэда Масаюки. Кондзяку моногатари-сю: Хонтё: Буппо:си-но рэкиси исики - дзиин ко-нрю: вагун-о мэгуттэ (Историческое сознание в буддийском разделе японской части «Собрания стародавних повестей»: группа рассказов об основании храмов) // Нихон бунгаку. 1985. Вып. 34. С. 61-75.
  • Мещеряков А.Н. Возвышение рода Фудзи-вара (китайская образованность, политическая система и официальная идеология в Японии VII-VIII вв.) // История и культура Японии. М.: ИВ РАН; Крафт+, 2002. С. 26-62.
  • Нихон сёки. Анналы Японии. В 2-х т. Т. 2. / Пер. и коммент. Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. СПб.: Гиперион, 1997.
  • Оокагами - Великое зерцало / Пер., иссл. и коммент. Е.М. Дьяконовой. СПб.: Гиперион, 2000.
  • Сахарова Е.Б. «Кадэн». Жизнеописание рода Фудзивара // Политическая культура древней Японии / Под ред. А.Н. Мещерякова. М.: РГГУ, 2006. С. 182-255.
  • Сахарова Е.Б. Жизнеописание Фудзива-ра-но Каматари: континентальные прототипы // История и культура традиционной Японии 2 / Отв. ред. А.Н. Мещеряков. Вып. 39. М.: РГГУ, 2011. С. 8-38.
  • Сёку нихонги: Продолжение «Анналов Японии» / Пер. А.Н. Мещерякова. М.: Дело, 2018.
  • Такэхана Исао. Оокагами-но сэцува - Кон-дзяку моногатари Кодзидан-то но канкэй-о тю:-син-ни ситэ (Рассказы сэцува в «Великом зерцале»: в сопоставлении со «Стародавними повестями» и «Беседами о делах старины») // Яманаси кэнрицу дзё:си танки дайгаку киё:. 1968. Вып. 2. С. 55-70.
  • Тогаси Сусуму. Кансин-но кэйфу - То:-си кадэн-ни окэру кунсинкан-то соно токусицу (Генеалогия преданных слуг: взгляд на отношения господина и слуги в «Жизнеописаниях рода Фудзивара» и его особенности) // Нихон бунга-ку. 2007. Вып. 56. С. 1-11.
  • Трубникова Н.Н. Злые силы в «Собрании стародавних повестей»: рассказы о демонах, оборотнях и прочей нечисти // Ежегодник Япония. 2019. Т. 48. C. 287-320.
  • Ямаути Харумицу. То:си рэцудэн микан сэцува-но ими: Кондзяку моногатари-сю маки нидзюни сирон (Смысл незавершенности сэцува в серии биографий рода Фудзивара: рассуждения о 22-м свитке «Кондзяку моногатари сю:») // Гумма дайгаку сякай дзё:хо гакубу кэнкю: ронсю:. 1997. Вып. 3. C. 169-180.
  • Kobayashi, H., 1979. The human comedy of Heian Japan: a study of the secular stories in the twelfth-century collection of tales, Konjaku monogatarishu. Tokyo: The Centre for East Asian Cultural Studies.
  • Sakharova, E.B., 2019. Fujiwara house biography: continental prototypes. Russian Japanology Review, Vol. 2, no. 1, pp. 81-106.
  • Shively, D.H. and McCullough, W.H. eds., 1999. The Cambridge history of Japan. Vol. 2. Heian Japan. Cambridge: Cambridge University Press.
Еще
Статья научная