Вяч. Иванов и С. Н. Трубецкой: два взгляда на преемственность античности и христианства

Бесплатный доступ

Рубеж XIX-XX вв. в России ознаменовался возрастающим влиянием Фридриха Ницше, мечтавшего о возвращении к эллинскому язычеству. Ответной реакцией на распространение подобных идей стали поиски духовных скреп, соединяющих Афины и Иерусалим. Мыслитель С. Н. Трубецкой пришел к выводу, что орфические мистерии подготовили древний мир к принятию христианства. Эти идеи, высказанные в книге «Метафизика в Древней Греции», затем творчески использовал поэт и теоретик символизма Вячеслав Иванов в своих работах, посвященных религии Диониса. В его трудах по классической филологии, тем не менее, ни разу не упоминается имя С. Н. Трубецкого. Дело в том, что теоретик символизма видел в эллинской религии живое подобие Ветхого Завета. С. Н. Трубецкой, напротив, признавал лишь внешнее сходство языческих таинств и христианства, подчеркивая их сущностные различия. Сделанные им выводы ставили под сомнение ключевые положения концепции Иванова.

Еще

Язычество, орфизм, палингенесия, мистерии диониса, титаны, миф

Короткий адрес: https://sciup.org/140294764

IDR: 140294764   |   DOI: 10.24411/2588-0276-2020-10019

Список литературы Вяч. Иванов и С. Н. Трубецкой: два взгляда на преемственность античности и христианства

  • Барзах А. Е. Материя смысла // Иванов В. И.Стихотворения. Поэмы. Трагедия: [в 2 кн.]. Кн. 1. СПб.: Академический проект, 1995. С. 5-60.
  • БрагинскаяН.В. Примечания // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. С. 275-293.
  • Ваганова Н. А. Дионисийство как прахристианство в книге Вяч. Иванова «Дионис и прадионисийство» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2010. Серия I: Богословие. Философия. Вып. 4 (32). С 63-74.
  • Дэвидсон П. Афины и Иерусалим: две вещи несовместимые? Значение идей Вяч. Иванова для современной России // Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. Вып. 1. СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2010. С. 65-72.
  • Иванов В.И. Дионис и прадионисийство // Символ. № 65. Москва — Париж. 2015.
  • Иванов В.И., Зиновьева-Аннибал Л.Д. Переписка: 1894-1903. Т. 2. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 567 с.
  • Иванов В. И. Сочинения: в 4 т. Т. I-IV. Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971-1987.
  • Кибальниченко С. А. Языческая Книга Бытия. Трагедия Вячеслава Иванова «Прометей» как мифотворческий эксперимент. Липецк: ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. 198 с.
  • Николай Сербский, свт. Из окна темницы. Минск, Свято-Елисаветинский монастырь, 2005. 432 с.
  • Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Т. I. М.: Мысль, 1997. 830 с.
  • Павлюченков Н Н. Литургическое богословие в лекциях по «Философии культа» священника Павла Флоренского: основные особенности и источники // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 78-103.
  • Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с.
  • Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. 432 с.
  • Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003. 589 с.
  • ТрубецкойС.Н. Собрание сочинений. Т.1.М.: ТипографияГ.Лисснера и Д.Собко, 1907. 498 с.
Еще
Статья научная