Война, закончившаяся "ничем": корейский конфликт в американском игровом кино

Автор: Ромашин Матвей Игоревич

Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3 (59), 2022 года.

Бесплатный доступ

Введение. Сегодня междисциплинарные подходы стирают грань между вербальными и визуальными нарративами, в исторических исследованиях активно используются кинохроника, фото- и фонодокументы, в историографии обсуждаются теоретические и методологические вопросы источниковедческого анализа аудиовизуальных ресурсов. В отличие от документального игровое кино фиксирует и транслирует не столько исторические реалии, сколько отношение людей к ним. Кинематограф является актором социальных процессов: не только отражает, но и создает исторические представления о конкретном событии, времени, эпохе. Цель работы - выявить и продемонстрировать взаимосвязи между отношением общества к локальной войне и ее образом в игровом кинематографе. В силу специфики источника в исследовании методы исторического анализа дополнены методами визуальных исследований (структурно-функциональный и семиотический анализ кинофильмов, анализ рецензий, обзоров кинофестивалей и т. д.). Результаты исследования. Материалом послужили фильмы о корейском конфликте, снятые в Голливуде с 1950 по 1981 г. Осуществлен их сравнительный анализ, определен идеологический бэкграунд, выявлены основные сюжеты, темы, система персонажей, изобразительные средства - то, что репрезентирует отношение американского общества к войне в Корее. Обсуждение и заключение. Поскольку кинематограф не только искусство, но и медиаиндустрия, он связан со многими процессами социального характера и обладает возможностью эффективного влияния на людей, является каналом коммуникации для передачи, восприятия и активного формирования ценностных ориентаций, норм и общественных настроений.

Еще

Корейская война, кинофильм, кинематограф, исторический источник, социальные отношения

Короткий адрес: https://sciup.org/147238914

IDR: 147238914   |   DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.260-271

Список литературы Война, закончившаяся "ничем": корейский конфликт в американском игровом кино

  • Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика / пер. Б. Хлебникова. - М.: Новое лит. обозрение, 2014. - 328 с.
  • Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. М. М. Сокольской. - М.: Языки славян. культуры, 2004. - 363 с.
  • Иващенко Т. С. Перспективы репрезентации истории в экранных медиа // Вестник Югорского государственного университета. - 2017. - Вып. 1. - С. 59-63.
  • Кузнецов Д. В. Война во Вьетнаме и ее отражение в американском кинематографе // Актуальные проблемы современности: материалы 7-й Всерос. науч.-практ. конф. «Альтернативный мир». - Благовещенск, 2013. - С. 102-134.
  • Медушевская О. М. Источниковедение: теория, история и метод. - М.: РГГУ, 1996. - 79 с.
  • Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер., вступит. ст. С. Зенкина. - М.: Новое изд-во, 2007. - 346 с.
  • Ebert R. M*A*S*H. January 01, 1970 [El. res.] - URL: https://www.rogerebert.com/reviews/ mash-1970 (дата обращения: 25.04.2022).
  • Edwards P. M. Guide to Films on the Korean War. - Westport; London: Gardners Books, 1997. - 149 p.
  • Fussell P. The Great War and Modern Memory. - New York: Oxford University Press, 1981. - 414 p.
  • Habgood C. A. Hollywood and the Korean conflict: a survey of films about the war 1950-1953. -University of Southern California, 1970. - 108 p.
  • Herzog T. C. Vietnam war stories: innocence lost. - London, New York: Routledge, 2005. - 235 p.
  • Kleinen J. Framing 'the Other'. A critical review of Vietnam war movies and their representation of Asians and Vietnamese // S. Ravi, B. Goh and M. Rutten ed., Asia in Europe, Europe in Asia. -Singapore, 2004. - P. 137-166.
  • Llacer E. V., Enjuto E. Coping Strategies: Three Decades of Vietnam War in Hollywood // Film-Historia. - 1998. - Vol. 8, no. 1. - P. 3-27.
  • Nguyen N. Representation of Vietnam in Vietnamese and U. S. War Films: A Comparative Semiotic Study of Canh Dong Hoang and Apocalypse Now. - The University of Oregon, 2009. - 137 p.
  • Nora P. Between Memory and History: Les Lieux de Mémoire // Representations. Special Issue: Memory and Counter-Memory. - 1989. - No. 26. - P. 7-24.
  • Olick J. K., Robbin J. Social Memory Studies: From "Collective Memory" to the Historical Sociology of Mnemonic Practices // Annual Review of Sociology. - 1998. - No. 24. - Р. 105-140.
  • Pike S. L. Racism at the movies: Vietnam war films, 1968-2002. - The University of Vermont, 2008. - 91 p.
  • Rosenstone R. A. History in Images / History in Words: Reflections on the Possibility of Really Putting History onto Film // The American Historical Review. - 1988. - Vol. 93, no. 5. - P. 1 1731 185.
  • Stegall E. Ideological, dystopic, and antimythopoeic formations of masculinity in the Vietnam war film. - Florida State University, 2014. - 282 p.
  • Virilio P. War and Cinema: The Logistics of Perception. - London: Verso, 1989. - 95 p.
Еще
Статья научная