Воланд и семантика "врага" в России (по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")

Бесплатный доступ

«Враг» издавна был на Руси, помимо просто противника и «супостата», основным противовесом добрым намерениям, официальным государственным интересам, а также концентрацией бытовых антагонизмов. Врагом воспринимались почти все разновидности нечистой силы - сатана, ворог (колдуны, ворожеи), а, главное, - «басурмане». Образ последних строился на контрасте: русские белы лицом - враг темен, носы у русских прямые или курносые - значит, у врага крючковатые; по этому принципу создан и портрет Воланда. Более широко врагом воспринимался дьявол, по-древнееврейски «сатана». Но его наименования диктовались стремлением «не накликать», поэтому слова «дьявол», «сатана» употреблялись реже, чем «черт», «враг», «нечистый». И М.А.Булгаков показывает такого врага в Москве, который, в окружении клевретов, обаятелен, могуществен, справедлив, но ведь такова любая сильная власть. Вывод: Воланд как «падший ангел» несет отсвет Иешуа, да и они, по тексту, тесно связаны. В народных представлениях дьявол страшен, опасен, с ним лучше дела не иметь. Хотя по христианскому канону дьявол всего лишь оппонент Бога, его иная, правда, губительно коварная, сторона.

Еще

Семантика врага в России, м.а.булгаков показывает такого врага в москве, воланд, у воланда много прообразов, бесконечная многозначность - один из основных эстетических принципов булгакова

Короткий адрес: https://sciup.org/148102433

IDR: 148102433

Список литературы Воланд и семантика "врага" в России (по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")

  • Даль, Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., Русский язык, 1991. Т. IV. С. 53.
  • Дневник Елены Булгаковой/сост., текстол. подгот. и коммент. В.Лосева и Л.Яновской. М., Изд-во «Книжная палата», 1990. С. 141. http://www.masterandmargarita.eu/estore/pdf/ebru200_elenasergeevna.pdf.
  • Вайскопф, М. Писатель Сталин. М., Изд-во: Новое литературное обозрение, 2001. С. 88-92.
  • Бауэр, В., Дюмотц, И., Головин, С. Энциклопедия символов/пер. с нем. Г.Гаева. М., Изд-во: Республика, 2000. С. 200.
  • Гаспаров, Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»//Даугава. 1989. №1. С. 78.
  • Булгаков, Сергий. Героизм и подвижничество//Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. М, 1909. С. 31.
  • Булгаков, М.А. Собрание сочинений: в 5 т. М., Худож. лит-ра,1990. Т. V. С. 353.
  • Бидерманн, Ганс. Энциклопедия символов/пер. с нем. М., Республика, 1996. 335 с. С. 26.
  • Филиппов, Алексей. Нина Буденная: Георгиевские кресты папа носил дома: Интервью//Известия. 2003. 5 июля. С. 8.
  • Лесскис, Г. Комментарии//Булгаков, М.А. Собрание сочинений: в 5 т. М., Худож. лит-ра, 1990. Т. V.С. 642.
  • Бауэр, В., Дюмотц, И., Головин, С. Энциклопедия символов/пер. с нем. Г.Гаева. М., Изд-во: Республика, 2000. С. 459-460.
  • Эткинд, А.М. Эрос невозможного: развитие психоанализа в России. М., Изд-во: Гнозис, Прогресс-Комплекс, 1994. С. 286-298.
  • Всероссийский словарь-толкователь (составленный несколькими филологами и педагогами): в 2 томах/под ред. В.В.Жукова. СПб., Издание А.А.Каспари, 1893. Т. I. С. 692.
  • Михаил Булгаков: становление романиста/В.И.Немцев; под ред. Н.П.Козлова. Самара, Изд-во Саратовского ун-та: Самарские филологи, 1991. 162 с. С. 129-134.
  • Елистратов В.С. Словарь московского арго. М., Русское слово, 1994. 699 с. С. 561-562.
  • Елистратов В.С. Словарь московского арго. М., Русское слово, 1994. С. 250.
  • Елистратов В.С. Словарь московского арго. М., Русское слово, 1994. С. 513.
  • Троцкий, Л.Д. Сочинения: В 17 т. М.; Л., Государственное изд-во (ГИЗ), 1926. Т.XVII. С. 326.
  • Сталин, И.В. Сочинения: в 18 т. М., Государственное издательство политической литературы, 1949. Т. XI. Т. V. С. 71.
  • Никита Сергеевич Хрущев//Огонек. 1989. №37. С. 30.
  • Солженицын, А. Малое собрание сочинений: в 7 т. М., Изд-во «Инком-НВ», 1991. Т. V. С. 357.
  • Ницше, Фридрих. Антихрист//Ницше, Фридрих. По ту сторону добра и зла: сочинения. М., Изд-во: «ФОЛИО», 2002. С. 1024.
Еще
Статья научная