Воплощение русской национальной идентичности в образе Ивана Грозного в музыкальном искусстве

Бесплатный доступ

Образ Ивана Грозного уже давно определяется как одна из смысловых доминант в отечественном искусстве. Использование этого образа занимает важное место в композиторском творчестве, в том числе в претворении в произведениях русской национальной идентичности. Однако специального изучения эта проблема не получила. Исследуемые в статье произведения Р. Щедрина и С. Слонимского показывают, что композиторам удалось воплотить в раскрытии образа царя Ивана и его эпохи концепт национально-культурной идентичности через древний музыкальный код - «знаменность». В этом новизна в воплощении данного образа, так как ранее ни один из их великих предшественников, обращавшихся к раскрытию образа царя Ивана музыкальными средствами, феномен знаменности не претворял. Автор статьи приходит к выводу, что найденный в глубинах древнерусской церковно-певческой культуры знаменный распев получает научное обоснование как архетип национальной музыкальной идентичности.

Еще

Музыкальное искусство, образ царя ивана грозного, воплощение национальной идентичности музыкальными средствами, древнерусский знаменный распев

Короткий адрес: https://sciup.org/147151142

IDR: 147151142   |   DOI: 10.14529/ssh160414

Список литературы Воплощение русской национальной идентичности в образе Ивана Грозного в музыкальном искусстве

  • Игнатова, М. А. «Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского: к вопросу специфики интерпретации истории в современной опере/М. А. Игнатова//Молодой ученый. -2011. -№ 5. -Т. 2. -С. 247-250.
  • Колесник, М. А. Конструирование русской культурной идентичности: концептуальный и методологический подходы: автореф. … дис. канд. культурологии/М. А. Колесник. -Красноярск, 2016.
  • Копцева, Н. П. Конструирование позитивной этнической идентичности в поликультурной системе/Н. П. Копцева, Н. Н. Середкина. -Красноярск: Изд-во СибФУ, 2013.
  • Леонид, архим. Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота Российского. По рукописи Троице-Сергиевой лавры № 428/архим. Леонид. -СПб., 1886.
  • Лихачев, Д. С. Исследования по древнерусской литературе/Д. С. Лихачев. -Л., 1986.
  • Лобанкова, Е. В. Национальные мифы в русской музыкальной культуре: от Глинки до Скрябина/Е. В. Лобанкова. -СПб., 2014.
  • Мутья, Н. Н. Иван Грозный. Историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX-XX вв./Н. Н. Мутья. -СПб., 2010.
  • Парфентьева, Н. В. Древнерусские традиции в русской духовной музыке ХХ в./Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев. -Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2000.
  • Рамазанова, Н. В. Тропарь и кондак «князю Михаилу Черниговскому: Творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца российского»/Н. В. Рамазанова//Литература Древней Руси: источниковедение: cб. науч. тр. -Л., 1988. -C. 107-116.
  • Серегина, Н. С. Песнопения русским святым/Н. С. Серегина. -СПб., 1994.
  • Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в./Н. Ф. Финдейзен -М.; Л., 1928. -C. 246-247.
  • Шмидт, С. О. Российское государство в середине XVI в./С. О. Шмидт -М., 1984.
  • Billington, James H. Russia in Search of Itself/James H. Billington. -Washington, DC: Woodrow Wilson Center Press; Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 2004.
  • Franklin, S. National identity in Russian culture: an introduction/S. Franklin, E. Widdis. -Cambridge, 2006.
  • Frolova-Walker, М. Russian Music and Nationalism from Glinka to Stalin/М. Frolova-Walker. -New Haven: Yale University Press, 2007.
  • Parfentyev, N. P. Ivan the Terrible's Stichera: The Idea of Russia's Spiritual Elevation/N. P. Parfentyev, N. V. Parfentyeva//Quaestio Rossica, 2016. -Vol. 4. -№ 1. -Р. 137-156.
  • Taruskin, R. Nationalism/R. Taruskin//The New Grove Dictionary of Music and Musicians. -Oxford, 2005.
Еще
Статья научная