Восточные практики как как источник метода Н.В. Демидова

Бесплатный доступ

Практика демидовских этюдов сегодня широко применяется в театральной педагогике. Н.В. Демидов имел медицинское образование, изучал тибетскую медицину и предложил К.С. Станиславскому применить наработанные в йогическом учении техники работы с психофизикой в актерском тренинге. В собственном методе Н.В. Демидов искал способы активного включения иррациональных механизмов психики в процесс актерского творчества, что и лежит в основе проявления искомого состояния творческого вдохновения, которое является особым состоянием сознания и активно изучается современной наукой. Автор статьи анализирует связи между подходом Н.В. Демидова и некоторыми положениями духовно-телесных учений Востока, которые лежат в основе работы с психофизикой и уже много лет привлекают внимание театральных педагогов. Работа с сознанием - одно из основных направлений, исследуемых восточными учениями, и именно благодаря знакомству с тибетской медициной, йогой, Н.В. Демидову удалось подобраться к тонким, неуловимым слоям психики и спровоцировать природу артиста к уникальному, свободному, творческому существованию на сцене. Именно в XXI в. демидовский подход становится чрезвычайно востребованным.

Еще

Демидовские этюды, восточные практики, театральная педагогика, психофизика актера, вдохновение, особое состояние сознания

Короткий адрес: https://sciup.org/148327213

IDR: 148327213   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-92-63-71

Список литературы Восточные практики как как источник метода Н.В. Демидова

  • Бадмаев, П. Чжуд-ши. Главное руководство по врачебной науке Тибета / П. Бадмаев. - М., Центрполиграф, 2020. - 319 с.
  • Богданова, Л. А. Школа актерской индивидуальности Н. В. Демидова / Л. А. Богданова. - М., ГИТИС, 2017. -165 с.
  • Геллерштейн, С. Г. Наука о творчестве / С. Г. Геллерштейн // Демидов Н. В. Творческое наследие. В 4 т. Т. 2: Искусство жить на сцене. - СПб, Гиперион, 2004. - С. 7 - 11.
  • Грачева, Л. В. Аффективная память по К. С. Станиславскому и упражнения Н. В. Демидова (Affective memory in Stanislavsky's and Demidov's exercises) / Л. В. Грачева // Вестник Академии русского балета им. Вагановой. - СПб., 2019. №2 (61). - С. 88-99.
  • Грачева, Л. В. Психотехника актера в процессе обучения в театральной школе: теория и практика: дис.... д. иск. 17.00.01/ Л. В. Грачева. - СПб., 2005. - 494 с.
  • Грачева, Л. В. Тренинг в работе актера над ролью/ Л. В. Грачева. - СПб., СПбГАТИ, 2010. - 180 с.
  • Демидов, Н. В. Творческое наследие: в 4-х томах / Под ред. М. Н. Ласкиной. Т. 1. - СПб.: Гиперион. - 424 с. 2004, Т. 2. - СПб.: Гиперион, 2004. - 560 с.; Т. 3 - СПб.: Нестор-История, 2007. - 480 с.; Т. 4. - СПб., Балтийские сезоны, 2009. - 656 с.
  • Иванова, А. Актерский тренинг. Демидовский подход/ А. Иванова. - М., ГИТИС, 2021. - 138 с.
  • Классическая йога: «Йога сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья» / Перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. Российская Академия Наук, Памятники письменности Востока. - М., 1992. - 260 с.
  • Кнебель, М. О. Об этой книге и ее авторе/ М. О. Кнебель // Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. - М.: Искусство, 1965. С.8-17.
  • Малаев-Бабель, А. А. В театральной школе Николая Демидова / автор ст. и сост. А. А. Малаев-Бабель. - М.: ГИТИС, 2018. - 445 с.
  • Рождественская, Н. В. Место современных психотехник в профессиональном обучении актера/ Н. В. Рождественская. - СПбГАТИ, 2003 (записи лекций, из личного архива).
  • Черкасский, С. Д. Станиславский и йога/ С. Д. Черкасский. - СПб., СПбГАТИ, 2013. - 88 с.
  • Фильштинский, В. Открытая педагогика / В. Фильштинский. - СПб, Балтийские сезоны, 2006. - 368с.
  • Feldshuh, D. Zen and the Actor // The drama Review, Cambridge University Press (UK). - 1976. - № 20. - Р. 79-89).
Еще
Статья научная