Возвращение как элегический элемент в поэзии К. Батюшкова и О. Мандельштама
Автор: Александров Илья Алексеевич
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 1 (48), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается влияние батюшковской элегической традиции на поэзию О.Э. Мандельштама. При этом учитывается, что жанр, как писал В.Е. Хализев, - это «культурно-историческая индивидуальность», организующая историческую преемственность. Особое внимание уделяется мотиву возвращения - лирической ситуации, уходящей корнями в античную литературу. Возвращение в творчестве К.Н. Батюшкова и О.Э. Мандельштама становится способом художественного воплощения идеи цикличности, дающей лирическим героям двух авторов ощущение статичного времени, что, в свою очередь, уводит от свойственной русской «унылой» и «кладбищенской» элегии меланхолии. Разлука с определенным местом или человеком воспринимается как путь к возвращению, поэтому выступает свободным от негативных смыслов мотивом, раскрывающим себя, в частности, в любовной теме. Аллюзии к произведениям Тибулла и Овидия рассматриваются как общие маркеры художественного стиля. Мир античности как общий для двух поэтов культурософский ориентир служит фоном «погружения» в элегическое. На примере нескольких стихотворений («Элегия из Тибулла», «Таврида», «Тибуллова элегия III» К.Н. Батюшкова и «Tristia», «Золотистого меда струя из бутылки текла…» О.Э. Мандельштама) доказывается, что именно этот мотив является важным жанровым элементом, формирующим элегическое начало, объединяющим пространство и время. Также выявляется актуальность образа веретена - детали, которая становится символом ожидания. Демонстрируется, что два автора разных эпох используют схожую фонетическую технику построения образа.
Батюшков, мандельштам, элегия, мотив возвращения, время, миф, жанрообразование, образ веретена
Короткий адрес: https://sciup.org/149127147
IDR: 149127147 | DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00007
Список литературы Возвращение как элегический элемент в поэзии К. Батюшкова и О. Мандельштама
- Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.
- Батюшков К.Н. Полное собрание стихотворений. М.; Л., 1964. (Библиотека поэта, большая серия).
- Вацуро В.Э. Лирика пушкинской эпохи. Элегическая школа. СПб., 2002.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
- Глебович Т.А. Трансформация классических жанров в поэзии И. Бродского: эклога, элегия, сонет: автореф. дис. … к. филол. н: 10.01.01. Екатеринбург, 2005.
- Зубков Н.Н. О системе элегий Батюшкова // Филологические науки. 1981. № 5. С. 24-28.
- Левин Ю.И. Заметки о «крымско-эллинских» стихах Мандельштама // Мандельштам и античность. М.,1995. С. 77-103.
- Ляпина Л.Е. «Ленинград» Мандельштама и традиция элегических «возвращений» // Ляпина Л.Е. Мир Петербурга в русской поэзии. Очерки исторической поэтики. СПб., 2010. С. 105-115.
- Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: в 3 т. М., 2002.
- Ошеров С.А. «Tristia» Мандельштама и античная культура // Мандельштам и античность. М., 1995. С. 188-203.
- Сергеева-Клятис А.Ю. «Таврида» Батюшкова: романтизм или ампир? // Литература. 2002. № 14. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200201405 (дата обращения 06.08.2018).
- Смирнов А.Е. Античный Петроград в поле культурных кодов: опыт реконструкции одного творческого задания // Вопросы литературы. 1999. № 2. С. 44-62. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/1999/2/smirn.html (дата обращения 27.01.2019).
- Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.