Жанр кринж-комедии как свидетельство рождения нового модуса стыда

Автор: Лобанова Юлия Владимировна, Хереш Елизавета Игоревна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Художественная культура

Статья в выпуске: 3 (107), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется эмоция интенсивно проживаемого стыда (кринжа), всё активнее проникающего в современную культуру эмоций и визуальные медиа в последние десятилетия. Рассматриваются концепции социологов и исследователей медиа, связывающих антропологические функции смеха с трансформацией культурной жизни общества. Появление социальных сетей, просмотр телевизионных программ как форма постоянного (часто уединённого) досуга, парасоциальные отношения как залог стабильной монетизации контента на YouTube - все эти факторы заставляют посмотреть на современную комедию как на показательный пример расширения эмоциональной палитры. Исчезающая дистанция между зрителем и персонажем сериала приводит к глубоким эмоциональным связям и более яркому проживанию эмоций, в частности, эмоций стыда и смущения. Это формирует запрос не только на возможность идентификации с героем (relatability), но и на его искренность и аутентичность. В статье анализируются монтажные, технические и повествовательные техники, позволяющие авторам комедийных кинокартин добиваться такого эффекта. Формулируется социальная функция проживаемого кринжа (снятие стресса) и амбивалентность этого чувства: его инклюзивность и эксклюзивность. Кринж становится напоминанием о строгой общественной норме, которую нельзя нарушать. Мем-культура же старается противостоять ригидным рамкам приемлемого поведения, приглашая пользователя социальной сети или зрителя сериала в область более многообразного поведения и поиска истинного удовлетворения от жизни.

Еще

Эмоции, кринж-комедия, кринж, сериал «офис», сериалы, смех, relatability, культура эмоций, стыд

Короткий адрес: https://sciup.org/144162576

IDR: 144162576   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2022-3107-53-61

Список литературы Жанр кринж-комедии как свидетельство рождения нового модуса стыда

  • Баженов М. В. Переживание стыда в «зеркале» социальных теорий. Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя». 2021.
  • Баженов М. В. «Человек стыдящийся» как философская проблема [Текст]: автореф. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Ижевск, 1998. 16 с.
  • Калинина В. В. Стыд как моральный ориентир в современном социуме // Экономика и социум. 2014. № 4-3(13). С. 282-286.
  • Касумов Т. К. Стыд как философский концепт // СОТИС- социальные технологии, исследования. 2016. № 1(75). С. 7-24.
  • Мелкая М. В. Стыд как онтологическое чувство. Вопрос о стыде на стыке философии и психотерапии // Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции «Философия и психотерапия». Под редакцией С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глу-ховой. Научное издание. Санкт-Петербург: издательство «Анатолия» 2014. С. 193-198.
  • Сувалко А. С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. Препринт C89 WP20/2013/05/ Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2013. 48 с.
  • Щеглова Л. В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2003. № 2(03). С. 3-9.
  • Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. Москва: Институт аналитической психологии, 2001.
  • Douglas M. The Social Control of Cognition: Some Factors in Joke Perception. Man, vol. 3, no. 3, 1968, pp. 361-76.
  • Duncan P. Joke Work: Comic Labor and the Aesthetics of the Awkward. Comedy Studies. 8. 2017. pp. 36-56.
  • Ferg T. You're Not Relatable Anymore. YouTube. 2019. URl: https://www.youtube.com/ watch?v=3UBBulOCI7I (дата обращения: 23.08.2022)
  • Godwin R. The Age of Comfort TV: Why People Are Secretly Watching Friends and The Office on a Loop? The Guardian. August 21. URL: https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2019/aug/21/the-age-of-com-fort-tv-why-people-are-secretly-watching-friends-and-the-office-on-a-loop (дата обращения: 23.08.2022)
  • Hunt L. Cult British TV Comedy: From Reeves and Mortimer to Psychoville. Oxford: Oxford University Press, 2015.
  • Hye-Knudsen M. Painfully Funny: Cringe Comedy, Benign Masochism, and Not-So-Benign Violations. Leviathan: Interdisciplinary Journal in English. 2018. (2). Pp. 13-31.
  • Kotsko A. Awkwardness: An Essay. Washington: Zero Books, 2010.
  • ManningR. A Boy Who Swims Faster than a Shark: Jean Baudrillard Visits The Office (UK). In 'The Office' and Philosophy: Scenes from the Unexamined Life. Edited by J. Jeremy Wisnewski. Malden: Blackwell, 2008. pp. 141-50.
  • Middleton J. Documentary's Awkward Turn. Cringe Comedy and Media Spectatorship (Routledge Research in Cultural and Media Studies). New York. Taylor and Francis. 2013.
  • Moore H. The Aesthetics of Place and the Comedy of Discomfort: Six Humorists. Ann Arbor: UMI Microform, 2008.
  • Page E. Horribly Awkward: The New Funny Bone. London and New York: Marion Boyars, 2008.
  • Press J. The Comedy of Cringe. The Village Voice. 2003. January 21. URL: https://www.villagevoice. com/2003/01/21/the-comedy-of-cringe/ (дата обращения: 23.08.2022)
  • Rainn W. Why the Awkward Humor on The Office Is Funny, 2011. [Видео] URL: https://www.youtube.com/ watch?v=aIiErKX6JDY (дата обращения: 23.08.2022).
  • Schwanebeck W. Introduction to Painful Laughter: Media and Politics in the Age of Cringe. Humanities. 2021. №10(4). p. 123.
Еще
Статья научная