Журналистика "Сибирских огней" в борьбе с российским литературным авангардом 1920-х годов

Автор: Силантьев Игорь Витальевич, Шатин Юрий Васильевич

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: История журналистики

Статья в выпуске: 6 т.16, 2017 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается борьба сибирской журналистики с российским авангардом на страницах «Сибирских огней». Комплекс понятий, связанных с авангардом, включал три основных момента: а) разрыв с идеями гуманизма и антропоцентризма, характерными для русской классической литературы; б) отказ от изображения жизни в формах самой жизни и поиски экзотических форм художественного выражения; в) разрыв, обусловленный отрицанием простоты и однозначного понимания авторского замысла читателем, сама простота становится объектом насмешек и издевательств. Отношение к авангарду после революции 1917 г. носило двойственный характер: приветствуя антибуржуазный бунт авангардных направлений, официальная критика резко порицала смысл художественных высказываний писателей авангарда, чуждый и непонятный пролетариату. Выбор журнала «Сибирские огни» в этом контексте далеко не случаен, ибо позволяет выявить повсеместный характер такой борьбы, не ограничивающейся только столичными газетами и журналами. С момента возникновения (1922 г.) и вплоть до конца 1920-х гг. на страницах журнала было опубликовано около двух десятков публицистических статей и критических материалов, посвященных мастерам отечественного авангарда - Е. Замятину, Б. Пильняку, И. Эренбургу, писателям группы «Серапионовы братья» и даже М. Горькому, отнесенному критиком Л. Анисимовым к указанному направлению. Одним из главных вдохновителей борьбы с авангардом выступил Валерий Правдухин, постоянно подчеркивающий буржуазную сущность направления, присущий ему анархизм и чуждость идеи построения коммунизма. После отъезда В. Правдухина в Москву (1925 г.) полемику продолжили такие критики, как Д. Горбов, А. Лежнев и др. По мере движения к концу 1920-х гг. можно наблюдать изменение основного тренда в противостоянии авангарду. Стиль критики становится более агрессивным и пафосным. В орбиту критического осмысления включаются не только деятели авангарда, но и писатели старшего поколения - Андреев, Арцыбашев, Куприн и ставшие к тому времени классиками Чехов и Горький. Постепенно акцент переносится с вопросов поэтики на проблемы, связанные с адресатом коммуникации - советским читателем. 1929 г. резко изменил литературно-художественный контекст как столичной, так и провинциальной критики. На первый план выходят вопросы литературы, связанные с внутрипартийной борьбой, с противостоянием левому и правому уклонам в самой партии и с формированием сталинской генеральной линии в искусстве. В этой ситуации борьба с авангардом потеряла актуальность для критики и препоручалась чиновникам от истории литературы.

Еще

Авангард, поэтика, художественная коммуникация

Короткий адрес: https://sciup.org/147219792

IDR: 147219792

Список литературы Журналистика "Сибирских огней" в борьбе с российским литературным авангардом 1920-х годов

  • Анисимов Л. Вопросы художественного творчества//Сибирские огни. 1928. № 1. С. 76-198.
  • Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 222 с.
  • Горбов Д. Литературные перспективы//Сибирские огни. 1927. № 5. С. 198-208.
  • Лежнев А. Русская художественная литература революционного десятилетия//Сибирские огни. 1928. № 1. С. 199-214.
  • Правдухин В. Искусство в стихии революции//Сибирские огни. 1922а. № 1. С. 133-145.
  • Правдухин В. Пафос современности и молодые писатели//Сибирские огни. 1922б. № 4. С. 147-162.
  • Правдухин В. Письма о современной литературе//Сибирские огни. 1922в. № 2. С. 139-151.
  • Правдухин В. В борьбе за новое искусство//Сибирские огни. 1922г. № 5. С. 156-181.
  • Правдухин В. Литература о революции и революционная литература//Сибирские огни. 1923. № 1-2. С. 203-224.
  • Правдухин В. Художественная литература за семь лет (Проза)//Сибирские огни. 1924. № 5. С. 213-227.
Статья научная