А.К. Глазунов и его роль в истории признания саксофона в академической среде
Бесплатный доступ
В статье рассматривается особая роль А.К. Глазунова в преодолении пренебрежительного отношения «академических» композиторов к использованию саксофона в классических произведениях. Также исследуется история принятия саксофона как нового инструмента в музыкальной среде в целом, эволюция взглядов А.К. Глазунова на саму возможность сочинение концерта исключительно для саксофонной группы. К 1930 г. саксофон завоевал звание «короля джаза», но при этом приобрел некий налет несерьезности и легкомыслия. Анализируя соответствующую литературу, автор приходит к выводу о том, что благодаря активной деятельности выдающегося исполнителя-саксофониста С. Рашера и его договоренностям с признанным мэтром А.К. Глазуновым появились новые классические произведения, которые позволили саксофону вернуться в орбиту «академической музыки». А.К. Глазунов, безусловно, ассоциировал саксофон с некой «американистостью». Л. Сабанеев называл Саксофонный квартет «модернизмом, который позволил себе Глазунов». Таким образом, в творчестве А.К. Глазунова проявилось смешение русской-европейской и американской культур. При этом ему удалось создать произведения навсегда вошедшие в золотой фонд искусства, объединив классическую музыку и новаторский, в то время, саксофон.
А.к. глазунов, а. сакс, с. рашер, классическая музыка, саксофон, джаз
Короткий адрес: https://sciup.org/148325599
IDR: 148325599 | DOI: 10.37313/2413-9645-2022-24-87-71-76
Список литературы А.К. Глазунов и его роль в истории признания саксофона в академической среде
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 287 с.
- Глазунов, А. К. Музыкальное наследие. Исследования, материалы, публикации, письма / Под ред. Ю.В. Келдыша и др. - Л.: Музгиз, 1959. - Т 1. 555 с
- Глазунов, A.K. Музыкальное наследие: Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Ю.В. Келдыша и др. - Л.: Музгиз, 1960. - 570 с.
- Глазунов, А.К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное / А.К. Глазунов / Сост. и вст. ст. М.А. Ганиной. - М.: Гос. муз. изд-во, 1958. - 550 с.
- Иванов, В. Д. Современное искусство игры на саксофоне : проблемы истории, теории и практики исполнительства: дис. доктора искусствоведения: 17.00.02 / В. Д. Иванов. - М., 1997. - 296 с
- Мошков, К. В. История джазового образования в США: краткий обзор [Электронный ресурс] / К. В. Мошков // Полный джаз: электронный журнал. - № 22. - 2002. - URL: http://www.jazz.ru (дата обращения: 16.07.2022).
- Назайкинский, Е. В. О константности в восприятии музыки / Е. В. Назайкинский // Музыкальное искусство и наука: сборник статей. - М.: Музыка, 1973. - Выпуск 2. - С. 59-98.
- Новое русское слово. - 1929. - № 6138.
- Онеггер, А. О музыкальном искусстве / А. Онеггер. - Л.: Музыка, 1979. - 264 с.
- Усов, Ю. А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах» / Ю. А. Усов. - М.: Музыка, 1989. - 205 с.
- Эпштейн, Е. И. Женщина из страны «саксофония» / Е. И. Эпштейн // Музыкальная жизнь. - 1990. - № 21. - С. 11-12.