Альт в отечественном музыкальном искусстве второй половины ХХ века: сочинения композиторов московского авангарда

Бесплатный доступ

В отечественном музыкальном искусстве второй половины XX в. сочинения для альта явились отражением культурных процессов современного общества и его мыслительных практик, коренным поворотом в сторону ранее не исследованных художественных территорий. Становление новой звуковой среды и ее эстетических установок существенно повлияли на формирование традиционных и экспериментальных граней альтового репертуара. В каждой из них присутствует своя эмоциональная краска и круг образов, ярко и мощно воплощаемых техническим арсеналом альта и разнообразием его тембровых средств. Благодаря небывалому взлету исполнительского искусства, появлению целой плеяды выдающихся исполнителей, во второй половине XX в. к инструменту возникает большой интерес среди композиторов-новаторов, ярких представителей советского авангарда. Эта тенденция оказывается во многом преемственной. Начиная с музыки Н.А. Рославца, продолжаясь в сочинениях А.М. Волконского и далее - С.А. Губайдулиной, Э.В. Денисова, А.Г. Шнитке («Московская тройка»), утверждается сольный статус альта и его способность передавать тонкие нюансы психологических состояний, глубину творческого замысла, аккумулировать вокруг себя пространство высокого мыслительного напряжения. В концертно-симфонических жанрах, в камерной музыке происходят настоящие открытия, ставшие знаковыми событиями эпохи, ее символами. Таким образом устанавливается органичная взаимосвязь композиторских поколений, не прерывающаяся и по настоящее время.

Еще

Альт, музыка второй половины xx в, традиции, авангард, композиторы, исполнители

Короткий адрес: https://sciup.org/148326682

IDR: 148326682   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-90-88-115-121

Список литературы Альт в отечественном музыкальном искусстве второй половины ХХ века: сочинения композиторов московского авангарда

  • Артамонова, Е. А. Григорий Фрид в диалоге искусств. Из бесед с композитором / Е.А. Артамонова [Электронный ресурс]. - URL: https: file:///D:/Documents/Downloads/1-2%20разделы%20Iskшstvoznaшe%202018■pdf■ (дата обращения: 06.01.2022).
  • Дубинец, Е. А. Князь Андрей Волконский. Партитура жизни / Е.А. Дубинец [Электронный ресурс]. - URL: https://biographv.wikireading.ru/275489 (дата обращения: 07.01.2022).
  • История отечественной музыки второй половины XX века / отв. ред. Т.Н. Левая. - С.-Пб.: Композитор, 2005. -556 с.
  • Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М.Н. Лобанова. - М.: Советский композитор, 1990. - 312 с.
  • Маршанский, С. А. Тембр альта в музыке С. Губайдулиной / С.А. Маршанский // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Издательство «Грамота», 2012. - №3 (17). - Ч. 2 - С. 117-120.
  • Понятовский, С. П. История альтового искусства / С.П. Понятовский. - М.: Музыка, 2007. - 335 с.
  • Сабанеев, Л. Л. Н.А. Рославец / Л.Л. Сабанеев // Современная музыка. - 1924. - №2. - С. 33-36.
  • Холопов, Ю. Н. Инициатор. О жизни и музыке Андрея Волконского / Ю.Н. Холопов // Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. - М.: Композитор, 1994. - Выпуск 1. - 297 с.
  • Холопова, В. Н., Чигарева, Е. И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества / В.Н. Холопова, Е.И. Чигарева. -М.: Советский композитор, 1990. - 350 с.
  • Шульгин, Д. И. Признание Эдисона Денисова. По материалам бесед. Монографическое исследование / Д.И. Шульгин. - М.: Композитор, 2004. - 430 с.
  • Kurts, M. Sofia Gubaidulina: eine biografie. - Stuttgard: Urachhaus, 2001. - 416 p.
Еще
Статья научная