Античный код романа Аси Володиной «Протагонист»

Бесплатный доступ

Цель статьи - показать роль отсылок на античные тексты в современном поколенческом романе. Новизна заключается в том, что впервые роман Аси Володиной - одного из представителей молодого поколения русской словесности - «тридцатилетних» («миллениалов») - подвергся детальному разбору на композиционном, проблемно-тематическом и мотивно-образном уровнях. Актуальность предложенной темы видится в необходимости комплексного исследования прозы тридцатилетних, представители которой претендуют на место голоса поколения. Рассмотрена связь новейшей прозы с античной традицией, которая показана через анализ персонажей-масок и связей масок с эпиграфами романа. Материал исследования - роман Аси Володиной «Протагонист» и семь античных трагедий, из которых писательница взяла цитаты для десяти эпиграфов. Последовательно проанализированы девять «масок» в романе, показано, как эпиграфы позволяют понять образы девяти «протагонистов». Основные методы исследования - интертекстуальный, структурно-семиотический, мотивный. Основные выводы связаны с обоснованием особенностей прозы тридцатилетних: травма, самоидентичность героя, литературная интертекстуальность, нравственно-эстетические критерии.

Еще

Современная русская литература, проза поколения «тридцатилетних» («миллениалов»), ася володина, «протагонист», античный код, эпиграф, интертекстуальность

Короткий адрес: https://sciup.org/147241130

IDR: 147241130   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2023.958

Список литературы Античный код романа Аси Володиной «Протагонист»

  • Михайлин В. Древнегреческая симпосиастическая культура и проблема происхождения афинского театра // Литература и театр: проблемы диалога: Сб. науч. ст. Самара: ООО «Офорт», 2011. С. 250-265.
  • Немиров В. «Эти люди пришли, чтобы остаться» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://godliteratury.ru/articles/2023/04/29/eti-liudi-prishli-chtoby-ostatsia (дата обращения 01.05.2023).
  • Ярхо В. Н. Была ли у древних греков совесть? (к изображению человека в аттической трагедии) // Историческая психология и социология истории. 2010. № 1. С. 195-210.
  • Harrop S. Greek tragedy, agonistic space, and contemporary performance // New Theatre Quarterly. Cambridge University Press, 2018. Vol. 34, Issue 2. P. 99-114. DOI: 10.1017/S0266464X18000027.
Статья научная