Апостасийное начало в рассказе М. Н. Загоскина «Концерт бесов»
Автор: Видмарович Наталья Петровна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: т.12, 2014 года.
Бесплатный доступ
Тема искушения верой является одной из основных тем в цикле фантастических рассказов М. Н. Загоскина «Вечер на Хопре». В статье рассматривается механизм действия апостасийного начала на человеческую личность на примере рассказа из упомянутого цикла - «Концерт бесов». Главный персонаж рассказа оказывается перед выбором между «ветхостью», коснением во грехе или обновлением человеческого естества, между тлением и смертью или воскресением и бессмертием. Время действия - канун и первая неделя Великого Поста - позволяет проанализировать страстное состояние героя прежде всего в контексте великопостного покаянного канона Андрея Критского и ветхозаветных чтений об Адаме и Еве. Место действия - бал-маскарад - определяет способы действия апостасии: инфернальное маскируется под человеческое, пытаясь подменить лик - маской, личиной. Проявление апостасии дается с проекцией на современность, поскольку с секуляризацией общества возрастает агрессивность апостасии; несколько меняются внешние формы ее действия при сохранении сути.
Апостасия, канон, андрей критский, великий пост, маскарад
Короткий адрес: https://sciup.org/14748887
IDR: 14748887
Список литературы Апостасийное начало в рассказе М. Н. Загоскина «Концерт бесов»
- Орлов Г. Церковь Христова. Рассказы из истории христианской Церкви. Юлиан Отступник . URL: http://www. librarium.orthodoxy.ru/orlov/o_julian.htm (дата обращения: 10.07.2013).