Артефакты археологии экранной культуры: историко-культурная перспектива

Автор: Берлева Ирина Николаевна, Беляев Дмитрий Анатольевич

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 4, 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена экспликации дискурса экранологии как части media studies и историко-культурологическому исследованию отдельных технических артефактов-феноменов, составляющих генеалогию и генезис неэлектронной экранности. Актуальность работы обусловлена динамикой масштабирования и важностью различных типов экранных феноменов в современном социокультурном пространстве. Рассматривается начальный этап культурного конституирования экранности. Методологически исследование базируется на исторической реконструкции и аналитике техноартефактов как части функциональной методологии экранологии Э. Хухтамо, а также на методе сравнительного культурологического анализа и системном подходе. В работе осуществляется рассмотрение ряда существенных для истории неэлектронной экранности устройств. Выделяются особенности работы первых из них, акцентируется внимание на инновационности данных образцов. Делается вывод о культурной и, отчасти, на уровне общих концептов, технологической связи неэлектронного и электронного этапов развития экранности.

Еще

Экранная культура, археология экранности, хухтамо, экран, неэлектронная экранность, история экранности, театр теней, экранология

Короткий адрес: https://sciup.org/149142499

IDR: 149142499   |   DOI: 10.24158/fik.2023.4.24

Список литературы Артефакты археологии экранной культуры: историко-культурная перспектива

  • Грау О. Фантасмагорическое визуальное колдовство XVIII столетия и его жизнь в медиаискусстве // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 1 (6). С. 101-110.
  • Месянжинова А. «Экранология» Эркки Хухтамо в пространстве современной медийной культуры (к вопросу «домашних» экранов) // Наука телевидения. 2012. Т. 9. С. 245-256.
  • Степанов М.А. Элементы археологии медиа // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 1 (14). С. 88-94.
  • Ямпольский М.Б. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М., 1993. 215 с.
  • Ceram C.W. Archaeology of the Cinema. N. Y., 1965. 264 p.
  • Ernst W. Media Archaeography: Method and Machine Versus History and Narrative of Media // Media Archaeology: Approaches, Applications, and Implications. Berkeley, 2012. P. 55-74. https://doi.org/10.5749/minnesota/9780816677665.003.0004.
  • Flusser V. Kommunikologie. Frankfurt am Main, 2000. 368 s.
  • Huhtamo E. Elements of Screenology: Toward an Archaeology of the Screen // ICONICS: International Studies of the Modern Image. 2004. Vol. 7. P. 31-82.
  • Huhtamo E. Illusions in Motion. Media Archaeology of the Moving Panorama and Related Spectacles. Cambridge, 2013. 464 р.
  • Huhtamo E. Screen Tests: Why Do We Need an Archaeology of the Screen? // Cinema Journal. 2012. Vol. 51, № 2. P. 144-148. https://doi.org/10.1353/cj.2012.0011.
  • Manovich L. Language of New Media. Cambridge, 2000. 354 p.
  • Melro A., Oliveira L. Screen Culture // Advanced Methodologies and Technologies in Artificial Intelligence, Computer Simulation, and Human-Computer Interaction. Cham, 2019. P. 586-599. https://doi.org/10.4018/978-1-5225-7368-5.ch044.
  • Parikka J. Insect Media: An Archaeology of Animals and Technology. Minneapolis-london, 2010. 320 р.
  • Parikka J. What is Media Archaeology? Cambridge, 2012. 200 р.
Еще
Статья научная