Автор и герой в поэме А. К. Толстого "Иоанн Дамаскин"

Автор: Федосеева Татьяна Васильевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 1 т.16, 2018 года.

Бесплатный доступ

А. К. Толстой - поэт реалистической эпохи, сохранивший романтический тип художественного сознания. Поэма «Иоанн Дамаскин» занимает особое место в творческом наследии поэта, в ней определенно выражена его мировоззренческая и эстетическая позиция. В свете бахтинской теории автора и современной исторической поэтики в статье исследуется субъектно-объектный мир произведения. Устанавливается специфика речевой организации текста, функционирование повествования, диалога, монолога. Привлечение к анализу поэмы текстов жития и погребальных стихир преподобного позволяет уточнить связь образа Иоанна с его историческим прототипом. Отмечается значение заключительного фрагмента жития святого для сюжетно-событийной стороны поэмы и роль романтического мотива отчуждения в создании образа героя. Диалектически выстроенный образ героя поэмы определяется как восходящий к образу преподобного Иоанна Дамаскина и находящийся под влиянием автора. Внутреннее содержание образа героя отмечено совмещением идущей от исторического прототипа идеи высшего Божественного служения со свойственным автору романтическим стремлением к абсолютной свободе творчества. Устанавливается нарушение эстетической границы завершенности героя субъективностью автора - автор довлеет герою. Автор и герой рассматриваются как наделенные субъективностью объективированные в мире произведения образы. Исследование характера субъектно-объектных отношений в поэме позволяет сделать выход к ценностному уровню ее содержания. В «Иоанне Дамаскине» приведена параллель поисков Истины двумя поэтами - богословом и художником. Первый приходит к идеалу смиренного человека, второй утверждает достоинство человека перед лицом Бога. Ценностно поэма восходит к православному сознанию исторического прообраза. Им обеспечивается художественная целостность произведения.

Еще

А. к. толстой, "иоанн дамаскин", мировоззренческая позиция, творческое сознание, художественный текст и претекст, переписка а. к. толстого с я. п. полонским, автор, герой, ценностный мир произведения

Короткий адрес: https://sciup.org/14749045

IDR: 14749045   |   DOI: 10.15393/j9.art.2018.4901

Список литературы Автор и герой в поэме А. К. Толстого "Иоанн Дамаскин"

  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества/сост. С. Г. Бочаров; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. -М.: Искусство, 1979. -424 с. (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
  • Березнева А. Н. Русская романтическая поэма: Лермонтов, Некрасов, Блок: К проблеме эволюции жанра/ред. А. А. Жук. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976. -97 с.
  • Бройтман С. Н. Историческая поэтика. -М.: AKADEMIA, 2004. -368 с.
  • Герасимов Ю. К. Поэма А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин» (К истории восприятия)//Христианство и русская литература. -СПб.: ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. -1996. -Т. 2. -С. 146-159.
  • Дорофеева Л. Г. Типологические признаки смиренного героя в древнерусской литературе и прозе И. Шмелева («Поучение» Владимира Мономаха и роман И. Шмелева «Лето господне»)//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. -Вып. 11. -С. 323-337 . -URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1429868920.pdf (01.02.2018).
  • Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин-Шмелев-Ремизов. -Мюнхен: , 1959. -196 с.
  • Иоанн (Шаховской Д. А.), архиепископ Сан-Францисский. Пророческий дух в русской поэзии (Лирика Алексея Тостого)//Иоанн (Шаховской Д. А.). Избранное/сост., авт. вступ. ст. Ю. Линник. -Петрозаводск: Святой остров, 1992. -С. 178-199.
  • Копытцева Н. М. Поэма А. К. Толстого «Дракон» в свете христианской аксиологии//Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». -2007. -№ 2. -С. 151-158.
  • Лаут Эндрю. «Иоанн Дамаскин» Алексея Толстого//Православие.Ru . -URL: http://www.pravoslavie.ru/115.html (01.06.2017).
  • Мартынов В. И. Богослужебное пение от Константина Великого до преподобного Иоанна Дамаскина//Мартынов В. И. История богослужебного пения. -М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. -240 с. . -URL: https://religion.wikireading.ru/50920 (01.02.2018).
  • Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика/сост. и вступ. ст. Р. Гальцевой и И. Роднянской. -М.: Искусство, 1991. -701 с.
  • Солодкова С. В. К вопросу о мотиве «добрый воин» в поэзии А. К. Толстого//Известия ВГПУ. Серия «Филологические науки». -2015. -№ 3/98. -С. 183-186.
  • Ямпольский И. Г. А. К. Толстой//Толстой А. К. Собр. соч.: в 4 т. -М.: Правда, 1969. -Т. 1. -С. 3-52.
Еще
Статья научная