Авторская картина мира в романе У. Эко "Имя розы"
Автор: Хорева Лариса Георгиевна
Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu
Рубрика: Образование и педагогические науки
Статья в выпуске: 6-1 т.9, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрена авторская картина мира в романе У. Эко «Имя розы». Концепт «картина мира» складывается из ряда элементов: заглавия, ключевых слов, имен героев, интертекстуальных вкраплений и литературных и библейских аллюзий. Название - символ «Имя розы» так насыщено смыслами, что в итоге потеряло смысл вообще. Последнее стало частью авторского замысла. Многозначность цветочного символа водит читателя по лабиринту сюжетов и идей, среди которых ведущую роль играют приемы мистификации. Тщательные описания нахождения рукописи, различные поясняющие детали, даты, географические реалии намеренно усложняют положение читателя и одновременно создают эффект реального существования книги. Два ключевых понятия - книга и лабиринт - связаны между собой, иногда подменяют друг друга, что дает автору возможность вести дискуссию об извечном процессе эволюции формы, о расширении понятий. В романе вся вселенная представлена как огромная книга, которую нужно уметь читать. Третьим ключевым символом романа становится зеркало и связанное с ним отражение. Аббатство представлено как мини-модель современного мира, который поражен грехом и превратно интерпретирует Божественное слово. Библейские аллюзии также отражены в композиции романа. Сюжет огромного произведения умещен в шесть дней и так называемый «последний лист». Подобно Господу, автор «Имени розы» творит свою историю за шесть дней, а на седьмой, в отличие от Библии, не отдыхает, а уничтожает сотворенный им мир. Интеллектуальная игра, разворачивающаяся на страницах романа, становится отражением авторской картины мира, открывающей новые тексты и новые смыслы сквозь представленный текст.
Картина мира, автор, заглавие, аллюзии, имя героя
Короткий адрес: https://sciup.org/14951876
IDR: 14951876 | DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-227-234
Список литературы Авторская картина мира в романе У. Эко "Имя розы"
- Барма О.А. Концепция ризоморфного лабиринта в романе У. Эко «Имя Розы»//Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусства, 2013. -№1. -380 с.
- Барт Р. Мифологии. -М.: Академический проект, 2009. -351 с.
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. -М.: Художественная литература, 1986. -543 с.
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Художественная литература, 1975. -505 с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и са. -М.: Художественная литература, 1990. -544 с.
- Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и ка. -Тверь: ТГУ, 1998. -295 с.
- Евсеенков В.Н. Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакове. -М.: Классика плюс, 1997. -800 с.
- Дубин Б.В. Хорхе Луис Борхес//Борхес Х.Л. История вечности. -М.: АСТ, Neoclassic, 2015. -320 с.
- Ерохина Л.А. Категория автора в творчестве Умберто Эко: Дис.. канд. филол. наук. -М., 2012. -185 с.
- Ерохина Л.А. Повествовательное многоголосие в романе «Имя розы» как часть стратегии «образцового автора» Умберто Эко//Литературная учеба, 2010. -299 с.
- Игнатова С.А. Полифония и постмодернизм в романе У. Эко «Имя Розы»//Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). -2012. -№3. -377 с. С. 108-112.
- Круглова Е.А. Символика розы в русской и немецкой поэзии конца XVIII -начала XX веков: Опыт сопоставления: Дис. канд. филол. наук. -М., 2003. -228 с. С. 3.
- Лотман Ю.М. Выход в лабиринт//Эко У. «Имя розы». -М.: Художественная литература, 1998. -715 с.
- Смирнова М. Роман Х. Кортасара «Игра в классики»//Энциклопедия мировой литературы. -СПб.: Невская книга, 2000. -656 с. С. 209.
- Шарова И.Н. Законы семиотики в романе У. Эко «Имя розы»//Филологические науки. Вопросы теории и практики. Ч. I. -2015. -№ 6. -399 с. С. 203.
- Шекспир В. Гамлет//Шекспир В. Собр. соч. Т.1. -СПб.: Изд-во КЭМ, 1994. -446 с.
- Шервашидзе В.В. Роман У. Эко «Имя Розы»//Энциклопедия мировой литературы. -СПб.: Невская книга, 2000. -656 с. С. 208.
- Эко У. Записки на полях «Имени розы». -М.: Астрель, Corpus, 2011. -160 с.
- Эко У. Имя розы. -СПб.: Симпозиум, 2006. -638 с.