Биографии русских писателей как мишень пост-правды

Статья: Биографии русских писателей как мишень пост-правды

Автор: Сараскина Людмила Ивановна

Журнал: Неизвестный Достоевский @unknown-dostoevsky

Статья в выпуске: 4 т.9, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрено влияние феномена пост-правды на создание художественных образов русских писателей в романном и экранном искусствах. Сущность, инструменты и роль пост-правды в построении политической и культурной жизни были описаны еще Платоном в трактате «Государство». Распространившись в современности, пост-правда стремится заменить собой правду истории, внедриться в реальные судьбы и биографии, действовать вместо них, оперировать мнимостями вместо подлинности, использовать принцип «плохое интереснее хорошего». Опыт первой русской немой кинобиографии А. С. Пушкина (1910) и все последующие восемнадцать биографических картин о судьбе поэта показали изъяны художественных адаптаций, посвященных реальным героям: историческую недостоверность, неправду характера, сознательное искажение биографии, внедрение ложных, политически ангажированных версий ради большей эффектности и скандальности. Центральный сюжет статьи посвящен художественным текстам, связанным с образом Ф. М. Достоевского. Роман Бориса Акунина «Турецкий гамбит» (1998) затрагивает события Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., показывая их с откровенно османофильских позиций, рисуя в черных красках персонажей, воюющих за русские интересы. Под прицелом романиста - автор «Дневника Писателя»; изображенный безымянно, но с полным набором биографических примет, он мстительно и скандально опорочен. В ракурсе «позора и падения» присутствует «Достоевский» и в романе Дж. М. Кутзее «Осень в Петербурге» (1994, пер. с англ. 1999). В созданном неомифе образ реального Достоевского нарочито искажен, а не возвышен - очевидно, развенчание русского писателя и было истинной целью романиста.

Еще

Ф. м. достоевский, постправда, а. с. пушкин, платон, трактат государство, б. акунин, турецкий гамбит, дж. м. кутзее, осень в петербурге, художественная интерпретация

Короткий адрес: https://sciup.org/147238723

IDR: 147238723   |   DOI: 10.15393/j10.art.2022.6441

Список литературы Биографии русских писателей как мишень пост-правды

  • Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. 406 с.
  • Ефимов Н. Н. Биографические фильмы о Пушкине // Пушкин: исследования и материалы / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом), Ин-т театра, музыки и кинематографии. Л.: Наука, 1967. С. 305-315. Т. 5: Пушкин и русская культура [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-305-.htm (01.09.2022).
  • Киссель М. А. Философский синтез А. Н. Уайтхеда: вступ. ст. // Уайтхед А. Н. Избр. работы по философии / общ. ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990. С. 3-55. (Сер.: Философская мысль Запада.).
  • Манойло А. В., Попадюк А. Э. "Постправда" как социальное явление и политическая технология // Международная жизнь. 2020. № 8. С. 102-111 [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2388 (01.09.2022).
  • Поппер К. Открытое общество и его враги / пер. с англ., общ. ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Междун. фонд "Культурная инициатива", 1992. 448 с. Т. 1: Чары Платона.
  • Сараскина Л. И. Парадоксы патриотического сознания: история и география // Сараскина Л. И. Испытание будущим. Ф. М. Достоевский как участник современной культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 63-84.
  • Сараскина Л. И. Литературная классика в соблазне экранизаций. Столетие перевоплощений. М.: Прогресс-Традиция, 2018. 582 с.
  • Сараскина Л. И. Были и небылицы в сериале о "нехрестоматийном Достоевском" // Неизвестный Достоевский. 2020. Т. 8. № 4. С. 70-105 [Электронный ресурс]. URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1607500159.pdf (01.09.2022).
  • Сараскина Л. И. Отечественный кинематограф в поисках живого Пушкина // Сараскина Л. И. Достоевский и предшественники. Подлинное и мнимое в пространстве культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2021. С. 93-139.
Еще
Статья научная