Правда как аксиологическая доминанта: В. М. Шукшин в ретроспективе русской литературы
Автор: Собенников Анатолий Самуилович
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 2 т.19, 2021 года.
Бесплатный доступ
Концепт «правда» в русской литературе исторически связан с правосудием, праведностью, истиной, справедливостью. Во второй половине XIX в. данный концепт актуализирован в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. В «идеологическом романе» Достоевского акцент делается на обретении героем «правды-истины», «жить по правде» означает жить с Христом. Кроме «правды Божией» в аксиологии Достоевского большое значение имеет «правда народная». Именно народ в сердце своем носит идеал Христа. В творчестве писателя говорится и о правде бытовой: в политике, во взаимоотношениях людей в обществе. Л. Н. Толстой создал целую галерею персонажей, живущих «по правде». В произведениях А. П. Чехова прежде всего показана правда жизни, писателя интересует экзистенциальный выбор героя. Божия правда и народная правда, как правило, явлены у него в самосознании персонажа из народа. В русской литературе XX в. концепт «правда» играет важную роль в творчестве В. М. Шукшина и других писателей-деревенщиков. Шукшин предлагает различать правдивость и правду, правду характера и правду поступка. Правда жизни включает в себя проблему смысла жизни. У Шукшина «народ знает правду», и это не рациональное знание, а строй жизни. Правда становится основой национального бытия. «Правда» Шукшина носила провокативный характер по отношению к эстетике соцреализма с его главным принципом партийности. Писатель опирался не на партийные установки, а на русскую аксиологию. Концепт «правда», связанный с христианской картиной мира и с христианскими ценностями, лежит в основании русской культуры, определяет главные векторы ее развития.
Русская литература, шукшин, правда, истина, справедливость, народ, правдивость, праведник
Короткий адрес: https://sciup.org/147227256
IDR: 147227256 | DOI: 10.15393/j9.art.2021.9482
Список литературы Правда как аксиологическая доминанта: В. М. Шукшин в ретроспективе русской литературы
- Артамонова Л. А. «Правда народная» и «правда среды»: к вопросу об историософской концепции Ф. М. Достоевского в «Дневнике писателя» // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2013. Т. 19. № 2. С. 133–137.
- Байрамова Л. К. Аксиологическая фразеологическая диада «правда» — «ложь»: культурологический аспект // Филология и культура. 2016. № 2 (44). С. 18–24.
- Брода М. Голос русской правды… мысль Ф. М. Достоевского в русской интеллектуально-культурной традиции (посткантианская философская перспектива) // Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2017. № 1 (9). С. 7–26.
- Вертлиб Е. Русское — от Загоскина до Шукшина: опыт непредвзятого размышления. СПб.: Библиотека «Звезды», 1992. 414 с.
- Захаров В. Н. Полемика как диалог: Достоевский в споре с Л. Толстым // Проблемы исторической поэтики. 2013. № 11. С. 242–255 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/Sles/redaktor_pdf/1431516700.pdf (10.10.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2013.383
- Захаров В. Н. Что есть истина // Евангелие Достоевского: в 3 т. Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2017. Т. 3. С. 9–19.
- Есаулов И. А. Пушкинская речь Ивана Шмелева: новый контекст понимания // Проблемы исторической поэтики. 2013. № 11. С. 405–426 [Электронныйресурс]. URL: https://poetica.pro/Sles/redaktor_pdf/1429870331.pdf (10.10.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2013.394
- Кавацца А. Ложь и правда в свете евангельской истины (роман Ф. М. Достоевского «Бесы» // Проблемы исторической поэтики. 2017. Т. 15. № 4. С. 59–75 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/Sles/redaktor_pdf/1512473237.pdf (10.10.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2017.4582
- Коробов В. И. Василий Шукшин. Вещее слово. М.: Молодая гвардия, 1990. 405 с.
- Куляпин А. И., Левашова О. Г. В. М. Шукшин и русская классика. Барнаул: АлтГУ, 1998. 102 с.
- Кушнаренко Я. В. Православная аксиология Ф. М. Достоевского на примере рассказа «Кроткая» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 20 (115). Вып. 18. С. 279–292.
- Плеханова И. И. Провокация в художественном сознании В. Шукшина: мотивы и пределы испытания смыслов // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 1. С. 18–29.
- Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…»: о религиознофилософских традициях в творчестве А. П. Чехова. Иркутск: ИГУ, 1997. 224 с.
- Тихомиров Б. Н. Христос и истина в поэме Ивана Карамазова «Великий инквизитор» // Тихомиров Б. Н. «…Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»: статьи и эссе о Достоевском. СПб.: Серебряный век, 2012. С. 92–124.